Прицеп для мотоблока своими руками
Для современного огородника есть масса необходимых в хозяйстве технических средств. Одним из таких наиболее важных помощников считается устройство под названием мотоблок. Многие уже просто не представляют привычной жизни без данного средства для возделывания огородов.
Мотоблок — вещь полезная и в самостоятельном исполнении, но чаще всего его применяют в комплекте с прицепом.
Предлагаемые торговыми точками варианты прицепов к мотоблоку имеют очень высокую стоимость и при этом не всегда соответствуют желаемому. Это обстоятельство заставляет мастеров на все руки делать самостоятельно прицепы необходимой комплектации.
На многочисленных фото прицепов для мотоблока, сделанных своими руками можно заметить, насколько разнообразными могут быть модели.
Для того, чтобы собрать тот или иной агрегат для своего мотоблока потребуется многое знать и уметь.
сборка прицепной тележки своими руками
Мотоблок — полезная вещь для тех, кто имеет большой участок земли. Но эта техника может использоваться не только для пахоты, боронования и прочих полевых работ. Если прицепить к мотоблоку тележку, его можно будет применять как грузовое средство. Вместительную тачку несложно сделать своими руками. Прицеп для мотоблока позволяет возить сено, мешки с зерном, овощи и другие грузы.
Ограничения к применению
Вопросы безопасности водителя, управляющего мотоблоком с телегой, не проработаны, поэтому ездить на таком грузовом средстве можно не везде. ГИБДД не разрешает выезжать на дороги общего пользования, хотя в сельской местности к нарушителю вряд ли будут применены санкции. Тем не менее лучше проявлять осторожность и не нарушать правила. На технике с прицепом можно без опасения передвигаться в следующих местах:
- по дороге, проложенной между полем и лесополосой;
- в лесу;
- на грунтовой дороге, проходящей через луг, степь и т. д.
Также разрешается перемещаться в пределах своего участка и в окрестностях села (там, где нет проезжей части). Главное, чтобы не было риска совершить ДТП. Прицепные конструкции продаются в готовом виде, следовательно, явного запрета на их эксплуатацию нет. В зимнее время тачку можно крепить к снегоходу, чтобы возить дрова или корма для животных.
Материалы и инструменты
Прежде чем делать своими руками прицепное устройство для мотоблока «Нева» или другой марки, нужно ясно представить себе, что получится в итоге. Полезно посетить магазин, где продаются заводские прицепы, и посмотреть, как они устроены. Мотоблок с телегой — устойчивое транспортное средство, поскольку он опирается на 3 или 5 колёс. На прицепе можно перевозить внушительный вес, а сколько именно, зависит от характеристик модели (нужно читать инструкцию). Вот то, что понадобится для изготовления прицепа своими руками:
- Чертежи с размерами рамы, дышла, кузова, осей, колёс и других элементов. Параметры будут отличаться в зависимости от мощности мотоблока, используемых материалов и желаемой грузоподъёмности.
- Квадратный профиль. Труба из стали размером 20−40 и 30−50 мм пойдёт на изготовление руля и рамы.
- Уголок. Толщина — 3−4 мм, стороны должны быть 30 или 40 мм.
- Листовое железо толщиной 1,5−2 мм. Допускается заменить фанерой, досками или профлистом с мелким шагом. Это нужно для изготовления кузовной части.
- Заготовка для оси. Подойдёт стальная труба, её толщина подбирается в зависимости от конфигурации колёс.
- Крепёж. Болты, шурупы, гайки, саморезы и прочее, что обычно используется для скрепления металлических или деревянных деталей.
- Колёса. Характеристики подбираются с учётом возможной нагрузки. Шины должны быть пневматическими.
- Заклёпочник для соединения листового металла. Также нужно запастись набором заклёпок.
- Болгарка и угловая шлифмашина. Понадобятся пильные диски, отрезные и абразивные круги.
- Сварочный аппарат. Он нужен для приваривания металлических деталей.
- Дрель. Вместо неё можно использовать напольный или настольный станок для сверления, зенкерования и нарезания резьбы.
Есть более простой вариант — подкатная самосвальная тележка, похожая на эвакуатор. На ней тоже можно перевозить грузы. Элементы, из которых состоит самодельное подкатное приспособление: два колеса, две трубы и отстыковываемое дышло. Устройство удобно тем, что не занимает много места при хранении.
Основные детали телеги
Типовая конструкция тележки для мотокультиватора состоит из определённого набора элементов, но её несложно переделать под свои потребности. Например, владелец мотоблока может решить, что нужны дополнительные компоненты. Основные детали будут такими:
- Подвеска. Она может быть осевого или портального типа. Допускается установка амортизатором, но с ними снизится грузоподъёмность, а вся конструкция будет более сложной. Упругие элементы не требуются, если владелец планирует ездить на невысокой скорости, при этом шины колёс имеют довольно высокий профиль.
- Рама. Её сваривают из отрезка профилированной трубы.
- Кузов. Варианты: с откидными или неподвижными бортами. Материалы: стальной лист, древесина или фанера. Металл соединяют сваркой, дерево — металлическим уголком. Стальная телега выглядит основательно, она более надёжна. Недостаток — большой вес.
- Дышло. Этот компонент соединяет мотоблок и прицепное устройство. Длину следует подбирать так, чтобы было удобно поворачивать.
- Сиденье. Его фиксируют к тележке или сцепному устройству.
- Руль. Самое важное при разработке этого механизма — добиться, чтобы на неровной местности не возникал риск деформации, а также не было повышенных нагрузок на скручивание. Задача рулевого механизма — обеспечить горизонтальное сочленение шарнирного типа с двумя степенями свободы.
Тележка опирается на два или четыре колеса. Соответственно, она получается двухосной или четырёхосной. Что выбрать, владелец мотоблока решает сам. Вариант с четырьмя колёсами устойчивее, но он сложнее в изготовлении. Кроме того, двухосная телега весит больше, чем двухколёсная. Рекомендуется ориентироваться на мощность мотоблока.
Практические рекомендации
Если мощность техники не превышает 5 л. с., оптимальные размеры прицепа по длине и ширине составят 1,5 и 1 м. Когда параметры кузова рассчитаны, из профтрубы нарезают куски нужной длины и сваривают из них раму. Конструкция получается достаточно жёсткой, поэтому устанавливать по углам усиливающие элементы не нужно. Чтобы шов получился ровным и качественным по всей протяжённости, работать следует на ровной поверхности, лучше всего — с использованием дуговой электросварки.
Сборка и окраска кузова
Борты прицепа обрамляют профилем 25−30 мм. Из листового метали собирают обшивку, которую затем крепят к профтрубе резьбовыми соединениями. Металл для кузова должен быть без следов ржавчины. Если есть коррозия, её удаляют механическим способом, а потом покрывают поверхность грунтующим преобразователем ржавчины. Примеряют кузов к раме. Если все размеры совпадают, выполняют тестовую сборку. Затем разбирают, отставляют кузов в сторону, а раму покрывают масляной краской. Нужно, чтобы нигде не осталось непрокрашенных элементов.
Полезный совет: если есть возможность, лучше использовать краситель на полимерной основе. Пренебрегать грунтовкой не следует и в этом случае, потому что на обработанной поверхности лучше адгезия. Порошковые красители более устойчивы к истиранию, а поверхности, покрытые обычными масляными составами, нужно обновлять в начале и в конце сезона.
Настил кузова тоже покрывают краской, после чего его устанавливают на своё место. Фиксируют места соединений крепежом, затем окрашивают выступающие части болтов, чтобы в этих местах не появлялась коррозия. Если высохшая краска кое-где отстала при монтаже, эти участки подкрашивают. Из самой толстой трубы делают дышло.
Рулевой механизм
Поскольку конструкция предусматривает откидывающуюся тележку, снизу посередине делают специальные оси. Чтобы откидной механизм не заклинивало при подъёме, необходимо соблюдать соосность. Втулки-усилители крепятся с использованием пластины толщиной 5−6 мм. Такие же детали приваривают к сцепному устройству (дышлу), выполняющему функцию базовой рамы.
Сборка шарнирного соединения своими руками требует повышенной точности. За основу берётся круг из нержавеющей стали диаметром 5 см. Шпильки тоже вытачиваются из стали, только закалённой. Поскольку интенсивность перемещения шарнира будет невысокой, можно обойтись без подшипников, главное — регулярно смазывать механизм.
Рулевую конструкцию закрепляют на сцепном устройстве. Горизонтальный шарнир делается съёмным, втулку от него прикручивают болтами к дышлу. Рулевой шарнир располагается вертикально на прицепном пальце.
Когда всё готово, выполняют пробную погрузку и проверяют, нет ли проблем при ходе, во время поворотов, при запуске, останове и т. д. Если техника с прицепом работает нормально во всех режимах, конструкция готова к эксплуатации. Если позволяет мощность мотоблока, на телегу можно грузить от 300 до 700 кг.
Прицеп, сделанный своими руками, обходится в несколько раз дешевле заводского, а служить он будет не один десяток лет. Главное — использовать качественные материалы, соблюдать размеры и аккуратно произвести сборку.
Прицеп для мотоблока — фото и видео инструкция по изготовлению прицепа
Для многих фермеров покупка мотоблока в качестве нужного средства ведения сельского хозяйства становится необходимостью. Для расширения возможностей этой машины в комплекте с ней приобретают и прицеп. Он сильно упрощает и ускоряет труд хозяина. Тележка становится незаменимой при уборке участка, вывозе разного рода мусора или просто при перевозе грузов.
К несчастью, использование такого вида транспорта недопустимо на городских дорогах. Поэтому, покупая прицеп, надо помнить об этом нюансе.
Однако не всегда покупка готовой модели является хорошим вариантом. В этой статье пойдет речь о плюсах и минусах самодельного решения.
Содержимое обзора:
Виды прицепов собственного изготовления
Цельные конструкции подразумевают под собой цельный корпус бортов, что позволяет перевозить грузы как в сыпучем, так и в цельном состоянии. Выгрузка же происходит через откидной задний борт.
Автодороги и дорожно-транспортные сооружения любой сложности. Специальная проектная мастерская «Спецдорога»: улично дорожные сети, проектирование с 2010 года.
Конструкции с откидными краями позволяют перевозить крупногабаритные грузы. Такие прицепы имеют жесткое основание и откидные или съемные стенки.
Самосвальный тип прицепов дает возможность быстро и без лишних усилий производить выгрузку грузов путем опрокидывания кузова.
Готовый или самодельный вариант?
На сегодняшний день на рынке можно найти огромное количество различных тележек для мотокультиваторов. Все они имеют особенности, плюсы и минусы. В интернете можно ознакомиться с прицепами по фотографиям, а после выбора понравившейся версии приступать к поиску достойного варианта.
Покупка телеги у производителя не требует от покупателя никаких усилий по сборке или поиску комплектующих. Однако, надо платить немалую сумму. По этой причине в голову приходят мысли о самостоятельном сборе прицепа.
Самодельную тележку можно доработать именно для своих нужд. И выйдет это гораздо дешевле, чем покупка в магазине. Все же, конечный выбор всегда за хозяином.
Составляющие
Устройство прицепа мотоблока довольно обширно. Оно включает в себя кузов, колеса, тормоза, крылья, сиденья и дышла.
Для того, чтобы телега выдерживала требуемую нагрузку, кузов изготавливают из прочного металла. Для удобства борта кузова можно сделать откидывающимися.
Колеса, как правило, используют автомобильные или от мотоциклов. Главное, чтобы они подходили под поставленную задачу и справлялись с требуемой нагрузкой. В приоритете у фермеров широкие колеса, ведь так повышается проходимость транспортного средства.
Крылья изготавливают из пластика. Они защищают от вылетающих из-под колес камней и грязи.
Дышло — это металлическое крепление, которое непосредственно соединяет полуприцеп с мотокультиватором.
Как показала практика, самыми эффективными тормозами к мотоблоку являются тормоза от мотоцикла.
Правила сборки
- Прицеп обязательно изготавливается по чертежам и схемам. Все размеры в плане должны быть четко прописан, чтобы не возникло путаницы;
- Нужно заранее определиться с видом собираемой тележки, подобрать все необходимые материалы и инструменты;
- Сборку производить исходя из мощности мотоблока. Если полуприцеп будет слишком большим и тяжелым, машина может не справиться;
- Создание телеги всегда начинается с рамы, ведь на нее ложится основная нагрузка.
Внешний стиль, обшивка
Для того, чтобы придать прицепу презентабельный вид, фермеры используют различные материалы.
Если рассматривать в качестве варианта дерево, то стоит помнить что оно является не очень практичным из-за слабой устойчивости к влаге. Если все же выбор пал на доски, то их необходимо пропитывать специальным раствором и внимательно следить за их целостностью.
Пластик является дешевым материалом. Также он не подвержен разрушению от влаги, однако имеет низкую прочность.
Нержавеющие металлические листы — самый прочный и надежный вариант. Если прицеп будет постоянно в работе, то лучшего материала не найти. Не надо забывать, что металл достаточно дорог, но стоимость обусловлена его качеством.
Прицепы к мотоблокам собственной работы очень востребованы благодаря небольшой стоимости их изготовления. Но эта задача не всем под силу. И, как говорилось выше, покупать готовый вариант или собирать свой — личный выбор хозяина. В любом случае, это необходимое средство для улучшения хозяйства.
Фото прицепов для мотоблока
Прицеп для мотоблока своими руками фото и видео инструкция
Многие хозяева дачных и садовых участков, загородных домов используют мотоблок не только как устройство для вспахивания огорода, но и как средство передвижения. Для этого им нужно изготовить или приобрести прицеп для мотоблока. Конструкция его достаточно проста и понятна, а для проведения работ понадобятся доступные всем инструменты и умение делать швы сварочным аппаратом.
Какими бывают прицепы?
В магазинах продается несколько разновидностей готовых грузовых адаптеров для мотоблоков, которые подбираются исходя из мощности их силовых агрегатов. Правильно подобрать размеры прицепа для изготовления своими руками поможет классификация:
- Если ваше устройство имеет мощность до 4,8 лошадиной силы, то с ним можно использовать только прицеп с грузоподъемностью до 300 килограммов. Обычно он имеет компактные размеры кузова – длина до 1,15 метра и ширина — до 100 сантиметров;
- При средней мощности мотоблока от 4,8 до 8 л. с. можно использовать адаптеры с кузовами следующих размеров: 1х1,5 или 1,1х1,4 метра и с грузоподъемностью от 300 до 500 килограммов;
- Тяжелые устройства могут использоваться с тележками, имеющими одну или две оси. Ширина кузова у них редко превышает 1,2 метра, а длина его может достигать 3 метров. Грузоподъемность может достигать тонны и всегда превышает 500 килограммов.
Ограждение кузова в большинстве прицепов для мотоблока изготавливается стандартное: 30-35 миллиметров. У тяжелых устройств высота бортов может достигать 60 сантиметров.
Сделать прицеп для мотоблока своими руками не так сложно, но крайне выгодно. Вы сможете добавить к конструкции те элементы, которые вам необходимы. Например, сидение для водителя сделать со специальным ящиком для мелких вещей. Кроме того, размеры и количество осей можно адаптировать под свои потребности.
Важно! Проще всего своими руками сделать конструкции для легких моделей автоплугов.
Если грузоподъемность адаптера выше 350 килограммов, то он должен иметь специальный тормоз, помогающий при необходимости остановки устройства на склоне.
Особенности разных конструкций кузова
Самодельный прицеп для мотоблока может иметь кузов одного из типов: цельный, самосвальный с откидными бортами. Удобнее всего иметь вариант, работающий по принципу самосвала. В готовых моделях они обычно оснащены гидравлическим приводом, наличие которого повышает цену устройства. Самостоятельно собрать качественную гидравлику сложно.
Опрокидываться кузов может в одном из двух направлений: вбок или назад. Устройство можно оснастить и ручным устройством для опрокидывания тележки. В этом случае сложностью будет то, что центр тяжести у кузова должен быть смещенным. Если это условие не соблюсти, то полностью груженый прицеп в одиночку опрокинуть будет невозможно.
Если вы используете технику только для доставки семенного материала к месту высадки и для перевозки урожая после его сбора, то рекомендуем изготавливать простые варианты с одним или двумя откидными бортами. Самосвальная конструкция при редком использовании не окупит затраты денежных средств и сил. Если вы практически каждую неделю перевозите при помощи своего мотоблока различные грузы, то можно рассмотреть и вариант с гидравлической системой опрокидывания тележки.
Подготовка чертежа
Перед тем, как сделать прицеп к мотоблоку своими руками, изготовьте чертежи. На первом конструкция должна быть изображена целиком, а остальные изображения посвятите отдельным частям: раме, колесной оси, дышлу.
Наиболее просто делать эту работу тем владельцам мотоблока, которые имеют трактор. Прицепы для этих видов сельскохозяйственной техники практически не отличаются друг от друга. Единственным отличием становится то, что для мотоблоков более выгодно использовать водило, устроенное по принципу «труба в трубе».
Водило при таком устройстве прицепа одним концом соединяется с прицепным модулем (для этого используется консоль с поворотным узлом), а вторым вставляется в центральную трубу рамы. Прицеп, изготовленный по такому принципу, более безопасен. На неровной дороге колеса тележки будут двигаться независимо от установленных на силовой части. Это не только снижает возможность аварии, но и защищает ваш прицеп от постепенной деформации.
Во время изготовления чертежа обратите внимание на центр тяжести – он должен находиться ближе к месту водителя, но при этом не располагаться между ним и колесной базой. В таком случае конструкция останется сбалансированной даже при максимальной загрузке.
Изготовление рамы прицепа
Для этой работы вам потребуется иметь болгарку, сварочный аппарат, дрель и болты. Собирается рама из труб с квадратным сечением (размером 2,5х2,5 сантиметра для поперечин сзади и спереди, а для лонжеронов — 6х3), металлических уголков. Конструкция каркаса должна напоминать решетку. Кроме основных элементов, на нее устанавливаются 5 поперечин и 4 вертикальные стойки, расположенные по углам. Между собой элементы лучше всего соединять при помощи сварки.
После завершения работ стоит покрыть конструкцию антикоррозийным составом.
Если вы решили использовать в тележке откидной борт, то из тонких труб сделайте каркас подвижной конструкции. Благодаря этому она получит необходимую жесткость, а при окончательном присоединении прицепного устройства к мотоблоку вам будет легче установить подвижные шарниры – достаточно приварить их к двум рамам (большой и малой).
В простой модели необходимо соединить между собой вертикальные стойки трубами, такими же по размеру, как и поперечины. В этом случае каркас просто обшивается без установки шарниров и других дополнительных элементов.
Любую модель можно дополнить установкой сидения водителя. Каркас для него наваривается на основную раму и чаще всего представляет собой три небольшие трубки. Наиболее простым является сидение, похожее на полку. Под ним можно соорудить ящик для инструментов или мелких предметов. Если вы хотите иметь более удобную конструкцию, то установите после окончательной сборки прицепа на нем кресло, позаимствованное в старом автомобиле.
Чем обшить каркас?
Чтобы закончить с основной частью кузова, необходимо сделать его обшивку. Для этого можно использовать:
- металлические листы;
- дерево;
- пластик.
Наиболее устойчивым к механическим повреждениям является металл. Пол делается из более прочного металла, а для боковых стоек можно использовать более тонкий. Идеальным выбором является использование профлиста марки НС, такого же, которым обшиваются несущие стены. Если вы хотите иметь максимально прочную конструкцию, то для изготовления каркаса возьмите кровельный вариант. Обшивка садится на болты с гайками. Сварку можно использовать, если вы используете обычные металлические пластины. Их необходимо покрыть антикоррозийным составом.
Металл является самым дорогим, но при этом долговечным материалом. Его стоит использовать для прицепов с большой грузоподъемностью и самосвальных моделей.
Дерево, пропитанное отработанным маслом или специальным составом, препятствующим его порче, — самый доступный вариант для обшивки. Например, вы можете использовать остатки досок, которые использовались для возведения надворных построек. Деревянная обшивка крепится на болты с гайками и при необходимости может быть заменена.
Пластик устойчив к коррозии, его не нужно красить. Недостаток его лишь в том, что это достаточно хрупкий материал, и вы не сможете использовать прицеп ранней весной и поздней осенью. При низких температурах прочность пластика значительно снижается.
Важно! Возведение обшивки всегда начинается с пола кузова.
Если вы делаете откидные ограждения, то каждое из них обшивается отдельно, а потом готовые рамы устанавливаются на основной каркас при помощи петель.
Фиксировать борта в поднятом состоянии можно при помощи шпингалетов. Из-за своих особенностей откидные конструкции нельзя устанавливать на кузов, обшитый пластиком.
Устройство ходовой части
Колеса для ходовой части прицепа для мотоблока часто заимствуют у старой мототехники, автомобилей или садовых тачек. В последнем случае грузоподъемность готовой конструкции будет не слишком большой. Чтобы закрепить ходовую часть, на кузов нужно приварить дополнительную ось. Существует два варианта крепления колес к прицепу:
- Ступицу растачивают и закрепляют на дополнительной оси методом напрессовки. Во время ее установки на трубу соблюдайте точность: перекосов быть не должно. Колеса усаживаются на штифты, окончательно закрепляются на месте их гайками. Чтобы прицепное устройство для мотоблока выглядело завершенным, колеса прикрывают колпаками.
- Если вы заимствовали колеса у садовой тачки, то для крепления их на оси необходимо использовать переходник, напоминающий по форме букву «Г». Одним концом он закрепляется на оси при помощи болтового соединения, а через второй проходит ось. В большинстве случаев пользователи используют часть оси готовой тачки, срезав ее болгаркой. Это очень простой способ сборки садовой тачки, так как при нем не нужно самостоятельно монтировать оси колеса.
Важно! Колеса не должны сильно выступать за пределы кузова. Иначе управлять прицепом будет неудобно.
На завершающем этапе работ необходимо сварить устройство, которое будет соединять прицеп и мотоблок. Для этого берется изогнутая труба, которую коленом вверх, коротким концом приваривают к отрезку оси, ведущей к мотоблоку. С силовым агрегатом короткая труба сцепляется при помощи шкворня. На основной участок изогнутой трубы (длина его должна быть около 50 сантиметров) приваривается еще один отрезок со шкворнем, ведущим к прицепу.
Второй вариант соединения – через шарниры. В этом случае из конструкции исключается изогнутая часть.
Сделать прицепное устройство к мотоблоку самостоятельно не так сложно, как кажется на первый взгляд. Наиболее ответственным этапом работы является изготовление ходовой части и соединяющего элемента. При наличии необходимых материалов под рукой и минимального набора инструментов изготовить прицеп можно за один день.