Прокофьев Сергей Сергеевич — биография композитора, личная жизнь, фото
Великий русский композитор, написавший свою первую оперу в 9 лет. Мастер крупных форм, которому удавалось переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и встречу пионера Пети с Волком.
Знаменитый композитор родился в Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Мальчик с детства проявлял музыкальные способности, его первым учителем была мать — хорошая пианистка. В 1902–1903 годах Прокофьев брал частные уроки у композитора Рейнгольда Глиэра. В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию. В 1909 году Прокофьев закончил ее как композитор, через пять лет — как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа.
Выступать в качестве солиста и исполнять собственные произведения Прокофьев стал с 1908 года. Ученик Римского-Корсакова, Прокофьев-композитор начинал с фортепианных пьес и сонат, но принесла ему известность чикагская премьера – самая жизнерадостная в мире опера «Любовь к трем апельсинам». Без музыки Прокофьева сегодня нельзя представить признанный шедевр довоенного кино – фильм «Александр Невский». А музыкальное сопровождение «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна получило собственную жизнь как отдельное произведение.
В 1918 году он покинул Советское государство и через Токио добрался до США. В последующие десятилетия Прокофьев жил и гастролировал в Америке и Европе, несколько раз также выступал в СССР. На родину он вернулся в 1936 году вместе с женой-испанкой Линой Кодина и сыновьями. Именно после возвращения были созданы знаменитая сказка «Петя и волк», а также опера «Война и мир». Над эпическим произведением Прокофьев работал 12 лет.
В 1948 году Лина Кодина, которая к тому моменту была его бывшей супругой — арестована и сослана (освобождена в 1956 году, позже она покинула СССР). В том же году Прокофьева начали громить за формализм, его произведения резко критиковались как несоответствующие социалистическому реализму.
Скончался Прокофьев от гипертонического криза в возрасте 61 года.
Фрагменты из автобиографии С.С. Прокофьева.
Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:
– Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.
Музыкальные склонности начали проявляться рано, вероятно года в четыре. Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Больше всего мать играла сонаты из первого тома; затем прелюдии, мазурки и вальсы Шопена. Иногда что-нибудь из Листа, что не так трудно. Из русских авторов – Чайковского и Рубинштейна. Антон Рубинштейн находился на вершине своей славы, и мать была уверена, что он более крупное явление, чем Чайковский. Портрет Рубинштейна висел над роялем.
Занятия на рояле мать начинала с упражнений Ганона и этюдов Черни. Вот тут и я старался примоститься к клавиатуре. Мать, занятая экзерсисами в среднем регистре, иной раз отводила в мое пользование две верхних октавы, по которым я выстукивал свои детские эксперименты. Довольно варварский ансамбль на первый взгляд, но расчет матери оказался правильным, и вскоре дите стало подсаживаться к роялю самостоятельно, пытаясь что-то подобрать. Мать обладала педагогической жилкой. Незаметно она старалась направить меня и объяснить, как надо пользоваться инструментом. К тому, что она играла, я относился с любопытством и критически, иногда заявляя:
– Эта песенка мне нравится (я произносил «нлавится»). Пусть она будет моей.
Возникали также споры с бабушкой: какую именно пьесу играет мать. Обыкновенно прав был я.
Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески.
В течение весны и лета 1897 года я записал три пьесы: Вальс, Марш и Рондо. Нотной бумаги в доме не водилось, ее линовал для меня конторщик Ванька. Все три пьесы были в до мажоре Чуть сложнее оказалась четвертая – марш в си миноре. Затем приехала в Сонцовку Екатерина Иппократовна, жена того Лященки, которому я наплевал на лысину. Она хорошо владела роялем и даже немного занималась с матерью. Вдвоем они играли в четыре руки, что мне очень нравилось: играют разные вещи, а вдвоем выходит недурно!
– Мамочка, я напишу марш в четыре руки.
– Это трудно, Сергушечка. Ты не можешь подобрать музыку и для одного человека, и для другого.
Тем не менее я сел подбирать, и марш вышел. Приятно было сыграть его в четыре руки и слышать, как звучит вместе подобранное отдельно. Как-никак это была первая партитура!
К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили.
С.С. Прокофьев. Автобиография. М., «Советский композитор», 1973.
Сергей Прокофьев — биография, личная жизнь, фото, дискография, причина смерти и последние новости
Биография
Сергей Сергеевич Прокофьев — один из самых значительных композиторов XX века, причем не только для отечественных любителей классической музыки. Его симфоническая сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и меланхоличная симфония №7 входят во все списки мировых шедевров.
Детство и юность
Родился Сергей в Донецкой области, в станице Сонцовка, которая теперь называется селом Красное. Отец Прокофьева был ученым, занимался агрономией, так что семья принадлежала к интеллигенции. Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо научилась играть на пианино, она и ребенка стала приучать к музыке и инструменту.
Сергей Прокофьев в детствеВпервые за фортепиано Сережа сел в возрасте 5 лет, а уже через несколько месяцев написал первые пьески. Мать записывала все его сочинения в специальную тетрадку, благодаря чему эти детские работы сохранились для потомства. К 10 годам Прокофьев уже имел в своем арсенале массу произведений, в том числе две оперы.
Всем окружающим было понятно, что такой музыкальный талант нужно развивать, и для мальчика нанимают одного из прославленных российских преподавателей Рейнгольда Глиэра. В 13 лет Сергей уезжает в Санкт-Петербург и поступает в столичную консерваторию. Причем закончил ее одаренный юноша сразу по трем направлениям: как композитор, пианист и органист.
Сергей Прокофьев в молодостиКогда в стране произошла революция, Прокофьев решает, что оставаться в России бессмысленно. Он уезжает в Японию, а оттуда добивается разрешения переехать в США. Еще в Санкт-Петербурге Сергей Сергеевич начинал выступать как пианист и на концертах исполнял только собственные произведения.
Этим же он занялся и в Америке, позднее гастролировал по Европе, имел большой успех. Но в 1936 году мужчина возвращается в Советский Союз и постоянно проживает в Москве, если не считать двух краткосрочных гастролей в конце 30-х годов.
Композитор
Если не считать ранние, то есть детские работы, то с самого начала сочинительства Сергей Прокофьев проявил себя как новатор музыкального языка. Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики. Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть.
Композитор Сергей ПрокофьевПрокофьев достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Особенно явно подобный эффект слышен в операх «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», а также во Второй и Третьей симфониях.
Но постепенно стиль Сергея Сергеевича становился спокойнее, умереннее. К откровенному модерну он добавил романтизм и в результате сочинил самые знаменитые произведения, вошедшие в мировую летопись классической музыки. Более светлые и мелодичные гармонии позволили признать шедеврами балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».
А симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.
Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант Стинг и американский кинорежиссёр Вуди Аллен.
Личная жизнь
Когда композитор находился на гастролях в Европе, он познакомился в Испании с Каролиной Кодиной, дочерью русских эмигрантов. Они поженились, и вскоре в семье появилось двое сыновей – Святослав и Олег. Когда в 1936 году Прокофьев вернулся в Москву, супруга с детьми поехали вместе с ним.
Сергей Прокофьев и его первая жена КаролинаС началом Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич отправил родных в эвакуацию, а сам жил отдельно от них. Больше с супругой он не съезжался. Дело в том, что композитор познакомился с Марией-Цецилией Мендельсон, которую все называли Мира. Девушка училась в Литературном институте и была на 24 года моложе возлюбленного.
Прокофьев подавал на развод, но Лина Кодина отказала, понимая, что для нее, как рожденной за границей, только брак с известным человеком является спасительной соломинкой в период массовых арестов и репрессий.
Мира Мендельсон и Сергей ПрокофьевВпрочем в 1947 году советское правительство сочло первый брак Прокофьева неофициальным и недействительным, поэтому композитор смог жениться вновь без каких-либо препятствий. А Лину, действительно, арестовали и сослали в мордовские лагеря. После массовой реабилитации 1956 года женщина уехала в Лондон, где пережила бывшего мужа на 30 лет.
Сергей Прокофьев был большим поклонником шахмат, причем он играл далеко не на любительском уровне. Композитор был серьезным соперником даже для признанных гроссмейстеров и даже обыгрывал будущего чемпиона мира, кубинца Хосе Рауля Капабланку.
Смерть
Здоровье композитора к концу 40-х годов сильно ослабело. Он почти не выезжал с подмосковной дачи, где соблюдал строгий медицинский режим, но все равно продолжал работу – писал одновременно сонату, балет и симфонию. Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и скончался 5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза.
Памятник Сергею ПрокофьевуТак как композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, то все внимание страны было приковано к смерти «вождя», а кончина композитора оказалась фактически незамеченной и неосвещенной прессой. Родственникам даже пришлось столкнуться с трудностями организации похорон, но в результате Сергей Сергеевич Прокофьев был упокоен на Новодевичьем кладбище.
Произведения
- Опера «Война и мир»
- Опера «Любовь к трём апельсинам»
- Балет «Ромео и Джульетта»
- Балет «Золушка»
- Классическая (Первая) симфония
- Седьмая симфония
- Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
- Пьесы «Мимолётности»
- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Краткая биография Прокофьева
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), композитор, пианист, дирижёр.
Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова.
Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим — ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.
Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет. Оперу «Маддалена» Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» — в 1915 г. Настоящей удачей явилась опера «Игрок» (1916 г.) по повести Ф. М. Достоевского.
С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925 г. — балет «Стальной скок», в 1928 г. — балет «Блудный сын». Вершины его балетного творчества — «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940 г.) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана.
Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. — почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. — членом Шведской королевской музыкальной академии.
Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.
Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его смерть осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.
Рубрика
Близкие темы
Популярные темы
Комментарии
Сергей Сергеевич Прокофьев: биография, творчество
Сергей Прокофьев — гениальный русский, советский композитор-новатор, дирижер, педагог, пианист мирового масштаба. Произведения выдающегося музыканта включены в репертуар практически всех знаменитых исполнителей и звучат в самых известных концертных залах.
Краткая биография Прокофьева. Детские годы
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля) 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (современной Донецкой области Украины). Родители маленького Сережи любили музыку, а рано проявившийся у сына интерес к ней охотно поощряли.
Отец Прокофьева, Сергей Алексеевич Прокофьев — выпускник Петровской сельскохозяйственной академии, ученый-агроном, управляющий имением одного из своих бывших однокурсников Д.Д. Сонцова.
Мать, Мария Григорьевна (в девичестве Житкова) — уроженка Санкт-Петербурга, хорошо образованная, способная пианистка. Именно мать заметила одаренность своего маленького сына. Сергей вначале внимательно слушал игравшую на фортепиано Марию Григорьевну, а затем и сам стал пробовать играть незамысловатые мелодии.
Произведения Шопена и Бетховена в исполнении матери чаще всего звучали в доме Прокофьевых.
Уже в пятилетнем возрасте Сережа сочинил маленькую пьеску для фортепиано, названную им «Индийский галоп». Мария Григорьевна, первая музыкальная наставница сына, записала ноты этого произведения. А затем она научила Сергея самостоятельно записывать мелодии сочиняемых пьес, которые мальчик называл «песенками».
Первые общеобразовательные уроки Сергей также получал дома. Математике его обучал отец, языкам — мать. Сережа всерьез был увлечен шахматами (интерес к этой игре он пронесет через всю свою жизнь) и литературным творчеством.
Зимой 1900 года после прослушивания в Москве опер «Фауст» и «Князь Игорь», находясь под необыкновенным впечатлением от классической музыки, девятилетний Сергей решает и сам написать серьезное произведение. «Великан», так называлась первая опера маленького композитора. Мария Григорьевна понимала, что одаренного сына необходимо показать авторитетному музыканту, и зимой 1902 года мальчика везут в Москву, где отрывки произведений в исполнении юного автора прослушивает С.И. Танеев. Композитор, удивленный дарованием Сережи, просит Р.М. Глиэра позаниматься с мальчиком теорией композиции.
Студент консерватории
В 1904 году Сергей Прокофьев, уже имеющий в своем музыкальном багаже симфонию, несколько сонат, опер и фортепианные произведения, начинает обучение в Петербургской консерватории. Прокофьеву преподают известнейшие русские музыканты-педагоги: А.К. Лядов (класс композиции), А.Н. Есипова (фортепиано), Н.Н. Черепнина (дирижирование). Сергей Сергеевич закончил консерваторию по классу композиции в 1909 году, по классу фортепиано — в 1914 году, а до 1917 года постигал основы игры на органе. Прокофьев победил в конкурсе среди пианистов-выпускников консерватории, исполнив свой Первый концерт для фортепиано. Музыкант стал обладателем золотой медали и рояля «Шредер» (премии имени А.Г. Рубинштейна).
Консерваторский период является началом творческой биографии Прокофьева.
В эти годы Сергей Сергеевич знакомится с выдающимися русскими музыкантами: Сергеем Рахманиновым, Николаем Мясковским, Борисом Асафьевым. Знакомство же с Игорем Стравинским перерастает в многолетнее творческое соперничество.
В кружке «Вечера современной музыки» Сергей Прокофьев выступил впервые как пианист и композитор, получив высокую оценку музыкальных критиков, был назван ими крайним модернистом. За успешным дебютом последовали постоянные концерты в Петербурге, Москве и издание фортепианных произведений Прокофьева. Росла и укреплялась слава молодого исполнителя и композитора.
Критики не были однозначны в своих оценках музыки Прокофьева, называя его и кубистом, и футуристом. Одни восторгались произведениями Прокофьева, иные нещадно критиковали.
Летом 1914 года, в Лондоне, Сергей Прокофьев знакомится с легендарным балетным антрепренером Сергеем Дягилевым. Музыка к четырем балетам была написана для антрепризы «Русские балеты», а дружба и сотрудничество двух знаменитостей длились до самой кончины Дягилева в 1929 году.
Творческие достижения в годы Первой мировой войны
Как единственный сын у родителей, Прокофьев не подлежал мобилизации на фронт в период разгоравшейся Первой мировой войны. Это положительным образом отразилось на творческой биографии Прокофьева. Продолжается сотрудничество композитора с Дягилевым. Вдохновленный Прокофьев пишет музыку к балетам, произведения для оркестра, сочиняет произведения для фортепиано, сближается со Стравинским.
При поддержке Дягилева в 1915 году Прокофьев впервые выступает заграницей, в Риме, исполняя фортепианные пьесы и Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Как и последующая премьера «Скифской сюиты», второй концерт не однозначно был воспринят публикой и музыкальными рецензентами. В краткой биографии Прокофьева сложно сделать глубинный анализ его музыкальных произведений и разъяснить суть новаторства музыкального стиля композитора, но несомненные художественные достоинства произведений композитора выверены и доказаны временем. Прокофьев безоговорочно был и остается продолжателем русской традиции в мировой музыкальной культуре.
Заграничный период в биографии Сергея Прокофьева
Прокофьева все чаще стала посещать мысль об отъезде заграницу. С желанием концертировать музыкант в 1918 году отбывает из России. Дав несколько не очень успешных концертов в Японии, Прокофьев осенью прибывает в Нью-Йорк и остается жить и работать в США. Композитор называет себя аполитичным. Выданное в 1918 году командировочное удостоверение утрачивает свою силу, и музыкант перестает быть гражданином СССР.
Лишь в 1927 году Прокофьев получает советский паспорт и отправляется в первую гастрольную поездку в СССР.
Творческая биография Прокофьева в период жизни в Америке отмечена созданием нескольких опер (среди которых «Любовь к трем апельсинам»), балетов «Блудный сын» и «Стальной скок», нескольких симфоний и концертов для фортепиано.
Переезд в СССР
С 1936 года Прокофьев с семьей (супругой и двумя сыновьями) живет и творит в Москве. В годы Великой Отечественной войны композитор создает по одноименному произведению Льва Толстого оперу «Война и мир», пишет музыку к художественным фильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский». Эти произведения — вершина композиторского мастерства и творческой биографии Прокофьева.
Классик при жизни
Творчеству Сергея Прокофьева в разные годы критики давали как резкую, так и одобрительную оценку. Зачастую новизна музыкального языка его произведений оставалась непонятой. В историю мировой музыкальной культуры Прокофьев вошел как великий русский и советский композитор, пианист, педагог, автор огромного количества произведений разного жанра, ставших частью мировой музыкальной культуры. Сергей Прокофьев — один из композиторов двадцатого века, чьи произведения исполняются чаще всего.
Литературное наследие Сергея Сергеевича («Дневник», «Автобиография», рассказы, либретто) — свидетельство многогранности его таланта.
Прокофьев — лауреат семи государственных премий (одной Ленинской и шести Сталинских), почетный профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского, народный артист РСФСР.
Жизнь композитора оборвалась внезапно 5 марта 1953 года. Он умер в Москве, у себя дома в Камергерском переулке.
Именем гениального композитора названы учебные заведения, культурные и географические объекты, конкурсы исполнителей.
2016 год в России был назван Годом Прокофьева в честь 125-летия со дня рождения композитора.
биография кратко, годы жизни, деятельность — История России
23 апреля (н. ст.) 1891 года родился Сергей Сергеевич Прокофьев, русский и советский деятель искусств, пианист, композитор, дирижер, лауреат шести Сталинских и одной Ленинской премий, народный артист РСФСР. В 2016 году в Москве, в Камергерском переулке, был открыт памятник Прокофьеву, созданный Российским военно-историческим обществом и Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени Глинки. Автором памятника выступил народный художник России Андрей Ковальчук.
Юное дарование
Прокофьев родился в Екатеринославской губернии, в имении Сонцовка. Его отец, Сергей Алексеевич, выходец из купеческой семьи, был агрономом. Мама Прокофьева, Мария Григорьевна, очень любила музыку, часто музицировала, исполняя в основном шедевры Шопена и Бетховена. Проявивший интерес к пианино в раннем возрасте, маленький Сережа начал свои занятия музыкой именно под руководством матери, и свои первые небольшие фортепианные пьесы композитор создал уже тогда. Летом 1902 и 1903 годов юный Прокофьев брал частные уроки по теории и композиции музыки, благодаря которым впоследствии сумел создать оперу «Пир во время чумы». В 1904 году, уже имея в своем арсенале несколько пьес, опер, симфоний и сонат, Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. За исполнение на выпускном экзамене Первого концерта для фортепиано с оркестром его наградили золотой медалью и премией им. Антона Рубинштейна.
Отъезд и возвращение
С началом Первой мировой войны Сергея Сергеевича на фронт не призвали – единственный сын в семье. В 1918 году композитор, будучи человеком аполитичным, отправился через Японию в концертное турне по США, в 1922 году поселился в Германии, на следующий год переселился в Париж, где продолжал творить, выезжать на длительные гастроли в европейские страны и Америку. Поскольку командировочное удостоверение, выданное советской властью, истекло в 1918 году, композитор утратил советское гражданство. Для гастролей по СССР в 1927 году Прокофьев с супругой получили советские паспорта, а в 1929 году – еще раз, уже новые. Оба раза гастроли по СССР были по-настоящему успешными. В середине 1930-х годов композитор с семьей окончательно переехал в Москву и с того времени лишь дважды выезжал в заграничные турне. В годы Великой Отечественной войны Прокофьев активно творил, в том числе написал музыку для фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (ранее – для «Александра Невского»). Великого композитора и исполнителя не стало в день смерти Сталина, 5 марта 1953 года.
Сергей Прокофьев и режиссер Сергей Эйзенштейн
Творчество
По меркам XX века Прокофьев был музыкальным футуристом, поскольку предпочитал дерзко-новаторские средства выразительности. Именно как новатор музыкального языка он и вошёл в историю. В области гармонии и ритмики своеобразие стиля Прокофьева наиболее заметно. На всём протяжении музыкального пути Сергея Сергеевича критики, а порой и публика нередко давали негативные отзывы. В наибольшей мере «досталось» мелодиям Прокофьева. Их называли очень банальными, тогда как это было с точностью до наоборот. Вместе с тем, если какое-либо произведение во время премьеры не находило отклика у публики, то Прокофьев его в последующем использовал с разной степенью переработки, поскольку считал, что неуспех – это собственная недоработка автором качественного по своей сути материала.
Литература о С.С. Прокофьеве — Веб-квест «Прокофьев и его шедевры»
«Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем…».
Эти слова, сказанные С.С. Прокофьевым о себе, отражают широту таланта это необыкновенного человека.
Действительно, его литературный дар не уступал таланту композитора и исполнителя музыки.
Вы можете в этом убедиться, прочитав его «Автобиографию»,а так же его дневники, переписку, воспоминания,
книги, в которых собраны публицистика композитора.
Прокофьев о Прокофьеве: дневники, письма, воспоминания, фото
Прокофьев С. С. Автобиография / С. Прокофьев ; [предисл. Н. Савкина послесл., коммент. М. Козлова]. – Москва : Классика-XXI, 2007. – 520 с. – Указ. имен: с. 496-512. – Указ. соч. С. С. Прокофьева: с. 513-519.
В «Автобиографии» подробно описаны детские и юношеские годы композитора.
«Я родился в 1891 году. Четыре года назад умер Бородин, пять лет назад – Лист, восемь – Вагнер, десять – Мусоргский. Чайковскому осталось два с половиной года жизни; он кончил пятую симфонию, но не начал шестой. Римский–Корсаков недавно сочинил «Шехеразаду» и собирался приводить в порядок «Бориса Годунова». Дебюсси было двадцать девять лет, Глазунову – двадцать шесть, Скрябину – девятнадцать, Рахманинову – восемнадцать, Равелю – шестнадцать, Мясковскому – десять, Стравинскому – девять, Хиндемит не родился совсем. В России царствовал Александр III, Ленину был двадцать один год, Сталину – одиннадцать» (Из «Автобиографии» С.С. Прокофьева).
С.С.Прокофьев. Автобиография (Фрагменты)
Прокофьев С.С. Детство / С. Прокофьев; [вступ. ст. И. Нестьева]. – 5-е изд. – Москва: Музыка, 1983. – 194 с. Фрагменты этой книги можно найти на сайте «Открытый текст»: http://opentextnn.ru/music/personalia/prokofiev/?id=2022
«Детство» С. Прокофьева – книга о том, как постепенно из маленького озорника рождался большой и мудрый художник. Воспоминания Прокофьева легко читаются. В них воскрешена уже ушедшая в прошлое эпоха русской музыкальной жизни, показано во всех деталях постепенное вхождение гениально одарённого ребенка к высотам искусства. Основные мысли книги доступны любому, даже самому юному читателю. В приложении – воспоминания матери композитора о его детстве, а также воспоминания его учителя – Р. Глиэра. В фотографическом приложении – цветные фото сцен из опер и балетов С. С. Прокофьева.
Прокофьев о Прокофьеве: статьи и интервью / С. С. Прокофьев; [сост., текстол. ред. и коммент. В. П. Варунца]. – Москва : Совет. композитор, 1991. – 285 с.
Первая научная публикация литературного наследия С.С. Прокофьева, охватывающая период с 1913 по 1953 годы из архива композитора. Сборник снабжен справочно-библиографическим аппаратом и комментариями. Издание приурочено к 100-летию со дня рождения С. С. Прокофьева.
Сергей Прокофьев. Статьи и выступления военных лет (фрагменты из книги «Прокофьев о Прокофьеве»)
С.С. Прокофьев: [альбом / сост. и вступ. ст. М. Нестьевой]. – 2-е изд. – Москва: Музыка, 1990. – 159 с.: ил., цв. ил. ; 29 см. – (Человек. События. Время).
Авторы-составители настоящего альбома попытались на основе богатого иллюстративного материала проследить, как из множества противоположностей рождалось единство, которое мы называем Сергеем Прокофьевым.
Литература о жизни и творчестве С.С. Прокофьева
Нестьева М.И. Сергей Прокофьев / М. Нестьева. – Челябинск: Аркаим, 2003. – 232 с., [16] л. ил., портр. – (Биографические ландшафты). – Библиогр.: с. 225.О Прокофьеве написано много хороших книг. Их авторы опираются, в первую очередь, на документальные свидетельства, оставленные самим композитором. Поэтому в книге М.И. Нестьева много цитат, много оценок музыки Прокофьева, данных им самим и другими крупнейшими музыкантами той эпохи. Автор книги поставил задачу: описать жизнь композитора и интерпретировать значение его сочинений, расставив иные акценты.
Нестьев И.В. Прокофьев С.С. / И.В. Нестьев // Музыкальная энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6229/Прокофьев.
Мартынов И. И. Сергей Прокофьев: жизнь и творчество. – Москва: Музыка, 1974. – 560 с: ил., нот. ил. (Классики мировой музыкальной культуры).
В книге рассказывается о жизни и творчестве Сергея Сергеевича Прокофьева. В анализе его произведений особое внимание уделено русским национальным истокам прокофьевского стиля. Эту книгу можно найти в Библиотеке классической музыке по ссылке: http://www.libclassicmusic.ru/books/94.
Морозов С.А. Прокофьев / С.А. Морозов. – Москва: Мол. гвардия, 1967. – 280 с.Эта книга рассчитана на широкий круг читателей. Автор книги – страстный почитатель таланта С.Прокофьева. В своем сочинении С.А. Морозов, используя факты, высказывания и свидетельства людей, близко знавших композитора, восстановил жизнь и интерпретировал творчество этого великого труженика с позиции любителя музыки.
Данько Л.Г. Театр Прокофьева в Петербурге Л. Данько; С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Междунар. конкурс им. С.С. Прокофьева. – Санкт-Петербург: Академ. проект, 2003. – 205 с.Значительная часть творческого наследия С.Прокофьева связана с музыкальным театром. Композитор считал оперу «самым могущественным из сценических искусств». В книге рассказывается о многообразии творческих дерзаний Прокофьева, о создании своего самобытного театра, о трудностях, которыми нередко сопровождались премьеры его сочинений.
Евсеева Т. Творчество С. Прокофьева-пианиста. – М., 1991.«Примечательное высказывание Гёте о том, что между двумя противоположными мнениями лежит Проблема, подтверждается при анализе богатых документов о пианистической деятельности Прокофьева. Для них особенно показательна поляризация мнений и оценок, основа которой — Проблема новаторского пианизма Прокофьева. С этих позиций интересен начальный этап пианистического пути Прокофьева»
Евсеева Т. Искусство Прокофьева-пианиста в отзывах его современников (часть первая).
Евсеева Т. Искусство Прокофьева-пианиста в отзывах его современников (часть вторая) .
Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – М.: Советский композитор, 1973. – 713 с., фото, илл. и нотн. прим.Нестьев И. Прокофьев в начале Великой Отечественной войны (фрагмент из книги «Жизнь Сергея Прокофьева»)
Нестьев И. Прокофьев в Америке (Фрагмент главы VI «Годы странствий»).
«С первых же дней Великой Отечественной войны Прокофьев чувствует себя призванным и мобилизованным — вместе со всем многомиллионным народом — на борьбу против нацистского вторжения. Его продуктивность в это трудное четырехлетие кажется невероятной: опера, симфония, кантата, квартет, две фортепианные сонаты, музыка к «Ивану Грозному», флейтовая соната, окончание «Золушки», ряд песен, маршей, фортепианных миниатюр…»
Нестьев И. Сказочные сюжеты в творчестве Прокофьева («Любовь к трем апельсинам», «Золушка»)
Г. Нейгауз. Композитор-исполнитель: Из впечатлений о творчестве и пианизме Сергея Прокофьева. (Фрагмент книги «С.С. Прокофьев Материалы. Документы. Воспоминания»)«Мне хочется сказать несколько слов о Прокофьеве-исполнителе и попутно хотя бы слегка затронуть столь волнующую всякого музыканта проблему: композитор-исполнитель… В заключение — несколько мимолетных воспоминаний о встречах с Сергеем Сергеевичем».
С. Рихтер. О Прокофьеве. (Фрагмент книги «С.С. Прокофьев Материалы. Документы. Воспоминания»)«… Я никогда не был особенно близок с Прокофьевым как с человеком. Я стеснялся. Он для меня весь в своих сочинениях и раньше и теперь… Но несколько ярких моментов непосредственных встреч с Сергеем Сергеевичем запомнились мне на всю жизнь»
Розинер Ф. Токката жизни: Сергей Прокофьев «Токката жизни (С.С. Прокофьев)»: монография. — М: Мол. гвардия, 1978 – 208 c.
Полякова Л. В. «Война и мир» С. С. Прокофьева. Путеводитель по опере. – М.: Музыка, 1971. – 152 с. Эту книгу можно найти в Библиотеке классической музыке по ссылке: http://www.libclassicmusic.ru/books/93«Я готов примириться с неудачей любого своего произведения, – говорил Прокофьев незадолго до смерти, – но если б вы только знали, как я хочу, чтоб «Война и мир» увидела свет». Это не случайные слова. Ни в одно свое произведение он не вложил столько лет жизни, ни к одному произведению не возвращался так упорно, шлифуя и отделывая его. Наконец, ни одно из своих произведений он не любил так горячо.
Сергей Сергеевич
Прокофьев: книга для школьников. – М.: Музыка, 1990. – 160 с. Книга вышла к 100-летию со дня рождения композитора. В неё вошли воспоминания и рассказы выдающихся музыкантов – Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского и других. |
Соловьева Г. Прокофьев / Г. Соловьева. – СПб. : Азбука- Классика, Нота МИ. – 2004. – 96 с.: ил. – (Имена на всю жизнь).
Увлекательная красочная книга для детей с серьезными вещами из мира взрослых. «Что вы думаете о солнце? – спрашивал знакомых юный Сережа Прокофьев и заносил их ответы в специальный альбом. Ему очень нравились строчки любимого поэта Бальмонта, который призывал: «Будем как солнце!» Сам Прокофьев был втайне уверен, что его жизнь таинственным образом связана с золотым огненным шаром, окруженным сияющим воздухом. Об этом говорило даже название места, где он родился: Солнцовка, украинское село. Да и волосы у будущего композитора были почти рыжими как солнце».
Тараканов М. Е. Стиль симфоний Прокофьева: исследование / М. Е. Тараканов. – М.: Музыка, 1968. – 431 с.
Анализ черт стиля Прокофьева в настоящей работе сочетается с подробным разбором симфоний.
Барабанов Н. Русская сказка в балетах Сергея Прокофьева / Н.Барабанов // Искусство. – 2010. – № 12. – С.8-18.
Рогожина Н. И. Романсы и песни С. С. Прокофьева / Н. И. Рогожина. – М.: Советский композитор, 1971. – 199 с.
С. Прокофьев внёс большой вклад в сокровищницу русского музыкального искусства своими вокальными произведениями на стихи А. Ахматовой, К.Бальмонта и других поэтов.
http://thelib.ru/books/galina_sergeevna_alfeevskaya/istoriya_otechestvennoy_muzyki_hh_veka_s_s_prokofev_d_d_shostakovich_g_v_sviridov_a_g_shnitke_r_k_schedrin.html
Федоренко Е. Сергей Прокофьев: «Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения» [Электронная газета] / Е.Федоренко // Культура. – 19.04. 2016. – http://portal-kultura.ru/articles/dostoyanie/132146-sergey-prokofev-vozdukh-chuzhbiny-ne-vozbuzhdaet-vo-mne-vdokhnoveniya/.
Открытые ресурсы Интернет о C.C. Прокофьеве
Сергей Сергеевич Прокофьев. URL:http://belcanto.ru/prokofiev.html
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 — 1953). URL:http://music.e-publish.ru/p55aa1.html
Сайт Фонда Сергея Прокофьева (англ.). URL:http://www.sprkfv.net/indexin.html
Холопов Ю. Сергей Сергеевич Прокофьев // Классическая музыка, опера и балет. URL: http://belcanto.ru/prokofiev.html
Сергей Сергеевич Прокофьев. Творческий портрет. Презентация — Музыка в заметках
В рамках школьного урока музыкальной литературы довольно сложно полно и глубоко раскрыть творческий облик и черты стиля Сергея Прокофьева, описать этапы жизни крупнейшего мастера XX века. Формат презентации существенно расширяет возможности изложения и подачи материала темы, подкрепляя рассказ музыкальными и изобразительными иллюстрациями.
В пособии последовательно излагаются факты биографии С. Прокофьева, представлена галерея фотографий композитора и его современников, а также кадры кинохроники начала прошлого века — рассказ о гастрольной поездке в Японию. Это дает возможность описать историческую обстановку, хотя бы отчасти передать атмосферу времени, в котором жил и творил композитор.
При подборе музыкальных иллюстраций я стремилась как можно шире представить различные жанры творческого наследия композитора, кроме того, познакомить ребят с произведениями С. Прокофьева, которые не входят в программу курса музыкальной литературы. Отдельно выделены слайды, посвященные фортепианному, симфоническому и камерно-инструментальному творчеству, оперным произведениям, балетам и музыке к фильмам.
В презентацию помещены три видео-слайда: марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»; вальс из балета «Золушка» с блистательной Екатериной Максимовой в главной роли; фрагмент фильма «Александр Невский» 1938 г., без которого разговор о творческом сотрудничестве С. Прокофьева с Сергеем Эйзенштейном был бы неполным.
__________________________________
*Часть презентации была подготовлена вместе с ученицей Ю. Комчаровой для школьной конференции, посвящёной юбилею С. С. Прокофьева.
План презентации:
1. Титульный слайд
2. С. С. Прокофьев — крупнейший композитор XX века.
3, 4. Детство Сергея Прокофьева, первые сочинения, занятия композицией с учеником С. И. Танеева Р. М. Глиэром.
5. Годы учебы в Петербургской консерватории. Кружок «Вечера современной музыки».
6. Роль современного искусства в формировании Прокофьева-художника: творчества И. Ф. Стравинского, театра В. Э. Мейерхольда, поэзии и живописи. Поездка в Лондон в 1914 г. Знакомство с С. П. Дягилевым.
7. «Скифская сюита», 1915 г.: история создания (балет «Ала и Лоллий» по мотивам славянской мифологии, первое сочинение, заказанное Дягилевым), скандальная премьера сюиты.
8. Опера «Игрок» по роману Ф. М. Достоевского, 1916 г.
9. Концертная деятельность Прокофьева-пианиста. Произведения для фортепиано, особенности фортепианного стиля. Цикл «Мимолетности». 1915–1917 г.г.
10. Отъезд за границу на гастроли (фрагмент фильма).
11. Опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци, 1919 г. Краткая история создания, сюжет, премьера в Чикаго. Начало международной славы композитора.
12. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» — видеофрагмент.
13. С. С. Прокофьев за рубежом: жизнь и творчество в США, Баварии и Париже. Творческое сотрудничество с С. Дягилевым. Балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». 1916 г.
14. Гастрольные поездки в СССР. Балет «Стальной скок», 1927 г.
15. «Блудный сын» — последний балет, написанный для Дягилева, сочиненный по классическому библейскому сюжету, и поставленный Джорджем Баланчиным. Премьера в Париже в 1929 г.
16. «Огненный ангел», 1927 г. — опера на сюжет автобиографического романа Валерия Брюсова.
17. Возвращение в Россию в 1936 г. Новые идеи и образы. Творческое сотрудничество с режиссерами С. М. Эйзенштейном, А. Я. Таировым, мастерами балета Л. М. Лавровским, Г. С. Улановой, музыкантами-исполнителями Э. Г. Гилельсом, С. Т. Рихтером, Г. Г. Нейгаузом, Д. Ф. Ойстрахом и др.
18. Балет «Ромео и Джульетта», 1936 г. Премьеры в Чехословакии (Брно) и в Кировском театре в Ленинграде. Постановка Л. М. Лавровского, в роли Джульетты — Галина Уланова.
19. Работа с Сергеем Эйзенштейном. Музыка к фильму «Александр Невский». 1938 г.
20. Фрагмент из фильма «Александр Невский».
21. Годы Великой Отечественной Войны. Произведения военных лет: сюита «1941 год», кантата «Баллада о мальчике, оставшимся неизвестным», 5 симфония, песни, марши и др. Музыка к фильму С. Эйзенштейна «Иван Грозный», 1945 г.
22. Опера-эпопея «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого, 1941–1943 гг.
23. Балет-сказка «Золушка», 1940–1944 гг.
24. Фрагмент видео из балета «Золушка».
25. Список балетов С. С. Прокофьева.
26. Список опер.
27. Обзор оркестровых произведений, симфоническое творчество. Симфония №1 «Классическая».
28. Камерно-инструментальные сочинения С. С. Прокофьева.
29. Музыка к кинофильмам.
Список музыкальных примеров:
1. «Скифская сюита».I часть «Поклонение Велесу и Але» (фрагмент).
2. Цикл «Мимолетности», № 10 си-бемоль минор.
3. Опера «Любовь к трем апельсинам». Марш (предлагается в двух вариантах воспроизведения: слайд 11 — аудио, слайд 12 — видео, по выбору педагога).
4. Опера «Война и мир». Вальс из 2 картины, ария Кутузова их 8 картины.
5. Балет «Золушка». Вальс — фрагмент видео.
6. «Классическая симфония», I часть.
В презентации представлены фрагменты фильмов:
- «Сергей Прокофьев в эмиграции» из программы АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ (канал Культура).
- Опера «Любовь к трем апельсинам». Геликон-Опера, постановка Д. Бертмана.
- «Александр Невский» (Режиссер С. М. Эйзенштейн, 1938 г.)
- С. Прокофьев. «Золушка». Спектакль театра балета Государственного Кремлевского Дворца. Хореография и постановка В. Васильева, 1994 г.
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint 2010.
Литература:
- Данько Л. Сергей Сергеевич Прокофьев 1891–1953: популярная монография. — Л.: Музыка, 1983.
- Музыка. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М. «Советская энциклопедия», 1990.
- Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. — М.: Советский композитор, 2 изд., 1973.
- Нестьев И. В. С. С.Прокофьев. Статьи и материалы. Сост.Нестьев И., Г. Эдельман — М.: Музыка, 1965.
- Нестьев И. В. Прокофьев С. С. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Прокофьев С. С. Детство. — М.: Музыка, 1983.
Работа удостоена Диплома I степени на конкурсе пректов III Международной ассамблеи преподавателей теоретических дисциплин.
________________________________
От редакции:
Для удобства воспроизведения презентация Л. И. Чернявской была превращена в видеоролик, в связи с чем нами добавлены фрагменты пьес С. Прокофьева «Мимолётности», op. 22, №№8 и 1 и фрагменты «Танца пяти пар» из балета «Ромео и Джульетта».
Ознакомиться с проектом можно по ссылке, приведённой ниже.
Л. ЧЕРНЯВСКАЯ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
Сергей Прокофьев | Биография и история
Вдохнув новую жизнь в симфонию, сонату и концерт, Сергей Прокофьев стал одним из поистине оригинальных музыкальных голосов ХХ века. Объединив миры дореволюционной России и сталинского Советского Союза, Прокофьев сделал успешную карьеру композитора и пианиста во всем мире. Как и в случае с большинством других композиторов советской эпохи, его творческая жизнь и его музыка пострадали под давлением официальной партийной критики.Тем не менее, несмотря на пагубные личные и профессиональные последствия такого внешнего влияния, Прокофьев до конца своей карьеры продолжал создавать музыку, отмеченную исключительным мастерством, изобретательностью и энергичностью.
Будучи единственным ребенком (его сестры умерли в младенчестве), Прокофьев жил комфортной, привилегированной жизнью, которая дала ему повышенное чувство собственного достоинства и безразличие к критике — отношение, которое изменилось по мере его взросления.Его мать научила его игре на фортепиано, и он начал сочинять в возрасте пяти лет. В конце концов он брал уроки игры на фортепиано, теории и композиции у Рейнгольда Глиэра, затем в 13 лет поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Он изучал теорию с Лядовым, оркестровку с Римским-Корсаковым и на всю жизнь подружился с Николаем Мясковским. После учебы он начал выступать в Санкт-Петербурге и в Москве, затем в Западной Европе, все время сочиняя все больше и больше музыки. Таким образом, самая ранняя известность Прокофьева явилась результатом как его грозной пианистической техники, так и произведений, которые он написал для ее использования.Он прорвался на российскую музыкальную сцену с такими произведениями, как «Сарказмы», соч. 17 (1912–1914) и «Видения беглецов», соч. 22 (1915-1917) и несколько первых его фортепианных сонат. Он также писал оркестровые произведения, концерты и оперы и встречался с Дягилевым по поводу постановки балетов. Сразу после революции годы прошли в США, где Прокофьев попытался последовать примеру Рахманинова и пробиться как пианист / композитор. Его заказ на «Любовь к трем апельсинам» поступил из Чикагской оперы в 1919 году, но в целом Прокофьев был разочарован его американским приемом и вернулся в Европу в 1922 году.Он женился на певице Лине Любера в 1923 году, и пара переехала в Париж. Он продолжал сочинять на заказ, встречая неоднозначный успех как у критиков, так и у публики. Он поддерживал контакты с Советским Союзом, даже гастролировал там в 1927 году. «Любовь к трем апельсинам» была там частью оперного репертуара, и правительство заказало ему музыку для фильма «Лейтенант Кидже» и других пьес. В 1936 году он решил вернуться в Советский Союз с женой и двумя сыновьями. Большинство его произведений сразу после его возвращения, в том числе многие для детей, были написаны с учетом политической атмосферы.Одной из работ, которой не было, был балет «Ромео и Джульетта» 1936 года, который имел международный успех. В 1939 году он попробовал сыграть еще одну оперу «Семен Котко», но был встречен враждебно со стороны культурных идеологов. Во время Великой Отечественной войны Прокофьев и другие художники были эвакуированы из Москвы. Он провел время в разных местах СССР и написал пропагандистскую музыку, а также скрипичные сонаты, свои «Военные сонаты» для фортепиано, струнный квартет № 2, оперу «Война и мир» и балет «Золушка». В 1948 году постановлением, критиковавшим почти всех советских композиторов, некоторые произведения Прокофьева были запрещены к исполнению.Его здоровье ухудшилось, и он стал более неуверенным в себе. Последние творческие усилия композитора были направлены в основном на создание «патриотических» и «национальных» произведений, примером которых является кантата «Процветай, могучая родина» (1947), но Прокофьев также продолжал создавать достойные, хотя и менее известные произведения, такие как недооцененный балет. Каменный цветок (1943). По довольно горькому совпадению Прокофьев умер 5 марта 1953 года, в один день с Иосифом Сталиным.
Сергей Прокофьев — Композиторы классической музыки
Прокофьев проявил не по годам развитый талант пианиста и композитора и получил уроки у Глиэра с 1902 года.В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию, где его учителями были Римский-Корсаков, Лядов и Черепнин; Черепнин и Мясковский, оказавшие ему ценную поддержку, поощряли его интерес к Скрябину, Дебюсси и Штраусу. Он дебютировал как пианист в 1908 году, быстро создав нечто вроде «ужасного ребенка», непонятный и ультрасовременный — образ, который он был счастлив культивировать. Его сдержанность в ранних фортепианных пьесах, а позднее в таких произведениях, как экстравагантно-романтический концерт для фортепиано с оркестром № .1 и зловещий номер 2, привлекли к себе внимание. Затем в 1914 году он оставил консерваторию и отправился в Лондон, где услышал произведения Стравинского и получил заказ от Дягилева, но получившаяся партитура была отклонена.
Тем временем его дары разлетелись в разные стороны. В 1917 году он закончил оперу на тему « Игрок » Достоевского, интенсивное исследование одержимости, далекое от фантазии его почти современной чикагской оперы «Любовь к трем апельсинам », написанной в 1919 году и исполненной в 1921 году.Ни одна из этих партитур не имеет ничего общего с его «Классической» симфонией, застенчивой по манере 18-го века и опять же совершенно отличной от его лирического Концерта для скрипки №1 , написанного в тот же период и в то же время ключ. Были также сонаты для фортепиано на основе старых записных книжек, а также более авантюрные «Беглецы из видений», все датированные 1915-1919 годами.
Ближе к концу этого богатого периода, в 1918 году, он уехал в США; затем с 1920 года его базой стала Франция. Его продуктивность снизилась, когда он работал над оперой «Огненный ангел », насыщенной символической басней о добре и зле.После этого он довел резкие, тяжелые и механистические элементы своей музыки до кульминации в Симфонии № 2 и в балете Le pas d’acier , а его следующий балет, L’enfant prodigue , находится в гораздо более мягкий стиль: варварское и лирическое все еще были альтернативой в его музыке и не сливались до 1930-х годов, когда он начал процесс примирения с Советским Союзом.
Возобновление отношений сначала было условным с обеих сторон. Ромео и Джульетта «», полнометражный балет по заказу Большого, состоялась премьера в Брно в 1938 году и лишь позже вошла в состав советского репертуара: в нем присутствовали темы агрессии и романтической любви, а также Фильм Эйзенштейна «Александр Невский» — вместилище расходящихся порывов Прокофьева.Тем временем его собственное стремление оставаться жителем Запада постепенно ослабевало, и в 1936 году он поселился в Москве, где первоначально его интересовали относительно скромные жанры песни, музыкального сопровождения, патриотической кантаты и детских развлечений. Он действительно прибыл в особенно неудачное время, когда стремление к социалистическому реализму было наиболее интенсивным; и его первая, более амбициозная работа, опера «Семен Котко », не понравилась.
Однако с началом войны он, возможно, нашел мотивацию откликнуться на необходимый патриотизм: неявно в цикле из трех фортепианных сонат (No.6-8) и Симфония № 5 , более открыто в его оперной постановке сцен из «Войны и мира» Толстого, которая снова предоставила возможности для выражения двух крайностей его музыкального гения. Он также работал в новом полнометражном балете Cinderella . В 1946 году он уехал за город, и, хотя он продолжал сочинять, работы последних лет считались тихой кодой к его творчеству. Даже смерть его затмила смерть Сталина в тот же день.
Сергей Прокофьев | Биография
Сергей Прокофьев начинал как не по годам развитый шутник, превратился в пылкого молодого модерниста и, наконец, стал более глубоким и эмоциональным барометром художественных потрясений Советской России.В «Петре и волке» он — высший образ животных, в «Любви к трем апельсинам» — сумасшедший фантазер, а в «Ромео и Джульетте» — мастер балетной музыки. Один из самых изобретательных деятелей двадцатого века, многие другие его грани только постепенно начинают цениться. В детстве Прокофьев писал короткие фортепианные пьесы на дни рождения и именины своей семьи. Когда он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в возрасте 13 лет, эти миниатюры превратились в его первые опубликованные произведения. Его первая опера была написана, когда ему было всего 10 лет.Детский спектакль «Гигант» (1900) был довольно удачным. Семнадцать лет спустя его зрелость отметила еще одна опера. «Игрок» (1915–17) основан на лихорадочной новелле Достоевского. Музыкально он обязан Мусоргскому. Примерно в то же время, когда он писал «Игрока», Прокофьев занимался балетом. Его соотечественник Игорь Стравинский лидировал с мощными сольными актерами в русских балетах Сергея Дягилева. Первый снимок Прокофьева в этой форме, примитивистский балет «Ала и Лолли» (1914–15), был слишком близок к «Весне священной» Стравинского, чтобы успокоить его.Неустрашимый Прокофьев переработал ее для концертного зала как «Скифскую сюиту», и в России она принесла ему скандал и успех. Прокофьев был пианистом бесспорного таланта, и он снова использовал свои способности к шоку. Его Первый фортепианный концерт (1911–12) был высмеян консервативными критиками как «футбольный». Его Вторая (1912–13) имела гигантские размеры и включала каденцию колоссальной сложности в первой части. На протяжении десятилетий композитор был одним из немногих пианистов, которые действительно умели на нем играть. За пределами России его все еще мало знали, и даже этот ограниченный успех резко оборвался с революцией 1917 года.Несмотря на политические потрясения, Прокофьев сумел завершить восхитительную «Классическую» симфонию (1916–17) и лирический Первый скрипичный концерт (1916–17). Весной 1918 г. через Японию уехал в Америку. В 1923 году он переехал в Париж, где оставался до 1936 года. Изначально он планировал уехать на короткое время, но он не возвращался к тому, что было тогда Советским Союзом, до 1927 года. Он писал более простые произведения для Америки, кульминацией которых стал « Любовь к трем апельсинам (1919) и более сложные к авангардному Парижу.Механистический «Тихий океан 231» Артура Онеггера для оркестра вдохновил диссонирующую Третью симфонию (1928) и демоническую оперу «Огненный ангел» (1919–27). К началу 1930-х Дягилев умер, и возможности на Западе иссякали. Прокофьев также начал чувствовать, что более мелодичный, прямой стиль хорошо сработает в новой России. Он постоянно сближался с родиной. Полгода он провел в гастрольных поездках в качестве пианиста и дирижера по Западной Европе и России, а другую половину — в спонсируемых государством композиторских убежищах в Советском Союзе.«Ромео и Джульетта» был поставлен и поставлен летом 1935 года на даче в Большом театре. Это был величайший полнометражный балет со времен «Спящей красавицы» Чайковского, но прошло еще пять лет, прежде чем он был показан в России. В то же время Прокофьев экспериментировал с киномузыкой. Он начал с остроумной партитуры для лейтенанта Кидже (1933) о неправильном написании документа, в котором начинается жизнь вымышленного солдата в России Павла Первого. Его первый большой успех в кино пришел в 1938 году, когда он получил широкие постромантические мелодии Александра Невского.Его режиссер, великий Сергей Эйзенштейн, был настолько поражен кинематографическим чувством Прокофьева, что в некоторых сценах он даже позволял музыке идти впереди кинематографа. В 1940-х они создали свою самую мрачную и мастерскую работу «Иван Грозный» (1942–45). Советский Союз дал Прокофьеву щедрое время для сочинения, и в 1936 году он наконец поехал в страну. Он перевез жену и двух сыновей в Москву и воображал, что жизнь пойдет по-прежнему. Но он неправильно понял желание Сталина поставить искусство под контроль государства.Следующий год был для россиян самым ужасным из всех. «Великий террор» сопровождался бесчисленными арестами по ложным обвинениям. Весной 1938 года Прокофьеву предложили контракт на работу в качестве кинокомпозитора в Голливуде, но он не согласился. Вместо этого он вернулся в Россию, чтобы работать над Александром Невским. Когда он вернулся, у него конфисковали паспорт, и он больше не путешествовал. Напряженная жизнь при Сталине сказалась на физическом и психическом здоровье Прокофьева. В 1945 году он перенес аневризму, из-за которой он долгое время не мог работать на протяжении всей оставшейся жизни.Как его ухудшающееся здоровье повлияло на его музыку, мы, вероятно, никогда не узнаем. Но в его лучших произведениях этого времени появилась новая глубина и мрак. В их число входят Первая соната для скрипки (1938–46), Шестая, Седьмая и Восьмая сонаты для фортепиано (1939–44) и опера «Война и мир» (1941–52). Вера Прокофьева в новую и оригинальную мелодию не была пустым манифестом. Снова и снова он создавал великие и непреходящие темы. В самые последние годы его преследовали показательные процессы за отклонение от партийной линии в музыке.Тем не менее, он продолжал искать свой собственный путь, даже в кажущейся простоте Седьмой симфонии (1951–52), сильно отличающейся от двух своих масштабных предшественников. Он умер в тот же день, что и Сталин, 5 марта 1953 года, оставив после себя обширное, а иногда и сложное музыкальное наследие.
Хронология: Сергей Прокофьев | Vermont Public Radio
Петр и волк Сергея Прокофьева — прекрасный образец стиля русского композитора; модернистское гармоничное выражение с доступными мелодиями и знакомыми формами.Однако его жизнь была далека от сказки и являла собой хронику бурных перемен в России и мире в первой половине ХХ века.
Прокофьев родился в провинциальном городе на востоке Украины. Его отец был очень обеспечен, и семья вела аристократический образ жизни. Его мать была пианисткой-любителем, и она часами играла для Сергея на пианино, даже когда он был еще в утробе матери. Она познакомила его с произведениями Баха, Моцарта и Бетховена и в детстве привезла его в Москву, чтобы он увидел свою первую оперу — « Фауст» Гуно.
В возрасте 11 лет Прокофьев начал изучать фортепиано и композицию у Рейнхольда Глиэра в Москве. Но его мать подумала, что Москва слишком «столичная» для Сергея, поэтому отправила его в Санкт-Петербург учиться у Римского Корсакова и Александра Глазунова. Прокофьев рано сделал себе имя; он должен был. Его отец скончался, и ему пришлось поддерживать себя своими сочинениями и выступлениями.
В 1914 году он выиграл конкурс, сыграв свой собственный Первый фортепианный концерт .В награду мать отправила его в турне по Европе. Через месяц после его возвращения была объявлена война. Прокофьев не интересовался политикой и, как единственный сын вдовы, не должен был служить. Однако ему не удалось избежать Февральской революции 1917 года и распада Российской империи. Но он смог воспользоваться международным успехом своей First Symphony , чтобы покинуть Россию и найти другой дом.
Сначала он поселился в Сан-Франциско, но через пару сезонов обнаружил, что его музыка не очень хорошо воспринимается американской публикой или критиками.Затем он переехал в Париж, где вновь обрел популярность, напоминая о 1920-х годах. Следующее десятилетие стало свидетелем финансового напряжения и растущей угрозы фашизма в Германии. Советский Союз стал просить Прокофьева вернуться и вступить в союз композиторов. Он вернулся на родину с обещанием, что каждая написанная им нота будет исполнена.
После Второй мировой войны Советский Союз издал Указ Жданова, осуждающий музыку Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна.Из-за этой цензуры музыка Прокофьева была запрещена, его финансы пошатнулись, и он накопил огромные долги. Примерно в это же время его жену арестовали за шпионаж, допросили и приговорили к 20 годам заключения. Прокофьев ушел из общественной жизни, и его здоровье ухудшилось.
Он умер в тот же день, что и Иосиф Сталин, 5 марта 1953 года. В газетах почти не упоминалось о его кончине, а его похороны были скудными. Но сегодня он считается одним из самых популярных композиторов ХХ века.
Timeline — это исследование развития западной музыки. Слушайте хронологию в нашем новом веб-приложении.
Сергей Прокофьев — Оксфорд Справочник
(1891–1953)
Советский композитор и пианист. Его ранние работы выражают его насмешливое чувство юмора, часто подчеркиваемое диссонансом, в то время как его более поздние работы, написанные после его возвращения в Советский Союз, более расслаблены и мелодичны.
Прокофьев с раннего детства сочинял музыку; К тому времени, когда он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в возрасте тринадцати лет, он написал четыре оперы, две сонаты, симфонию и множество фортепианных пьес.Студенческие годы Прокофьева были несколько омрачены как текущими политическими волнениями, так и его собственным нетерпением по поводу учебной рутины; однако он закончил учебу в 1914 году, получив первую премию по классу фортепиано со своим первым фортепианным концертом (1911–12). В 1918 году, вскоре после успешного первого исполнения своей Классической симфонии (1916–17), Прокофьев эмигрировал в США, где был хорошо принят как пианист, но встретил серьезную критику как композитор. Однако его опера «Любовь к трем апельсинам» (1919) была поставлена в Чикаго в 1921 году.В 1922 году Прокофьев переехал в Париж, где Дягилев поручил ему написать балет Le Pas d’acier (1925).
К 1936 году Прокофьева вернули в родной Советский Союз, где он основал свой дом со своей женой, певицей испанского происхождения Линой Ллубера и их двумя сыновьями. Не интересовавшийся политикой, Прокофьев был плохо подготовлен к государственной критике, которая время от времени обвиняла его в «формалистических тенденциях». Тем не менее ему удалось закрепиться в коммунистическом государстве, продолжая свой плодотворный поток сочинений до 1948 года, когда из-за плохого здоровья его творческая жизнь оборвалась.
Многие произведения Прокофьева заняли постоянную нишу в репертуаре. Среди его основных работ — сюита «Лейтенант Кийе» (1934), «Петр и волк» (1936), «Симфоническая сказка для детей и взрослых», балеты «Ромео и Джульетта» (1935) и «Золушка» (1944), третье фортепиано. концерт (1921), два скрипичных концерта (1914–35) и опера «Война и мир» (1941–43; переработка 1946–52).
Эй, детки, знакомьтесь, Сергей Прокофьев
из каталога Hey Kid’s Meet the Composer IndexЭй, детки, знакомьтесь, Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев (1891-1953) Композитор русской эпохи Нового времени
Сергей Прокофьев родился в России 27 апреля 1891 года.Он начал учиться игре на фортепиано со своей матерью в возрасте трех лет. К пяти годам Сергей проявил необычные музыкальные способности. Его первое сочинение, записанное его матерью, называлось « Indian Gallop». К девяти годам он написал свою первую оперу, Гигант.
В тринадцать лет Сергей поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, уже написав целый портфель сочинений. В консерватории учился у русского композитора Николая Римского-Корсакова.Позднее в своей жизни Прокофьев сожалел, что не воспользовался этой возможностью.
Музыка, которую писал Прокофьев, была новой и другой. Он привнес в концертный зал новые странные гармонии, динамичные ритмы и много юмора.
Когда разразилась русская революция, Прокофьев уехал в Америку. Он надеялся, что сможет сочинять мирно. Американская публика, однако, не была готова к его новым звукам, поэтому он переехал в Париж. В Париже Прокофьев добился большего успеха там, где его оперы и балеты пользовались большим успехом.
Прокофьев вернулся в Россию в 1932 году, проведя последние 19 лет своей жизни на родине. За это время он написал некоторые из своих лучших работ, в том числе Петр и Волк для камерного оркестра и рассказчика, а также партитуру для своего балета Ромео и Джульетта , которая содержала некоторые из его самых вдохновляющих произведений.
Сергей Прокофьев умер 5 марта 1953 года как один из самых уважаемых композиторов ХХ века.
* Oxford Music Online указывает приблизительную дату рождения Сергея Прокофьева — 25 апреля.Другие справочные ресурсы предлагают 23 апреля и 27 апреля.
Посмотреть видео
Посмотрите исполнение оперы Прокофьева « Петр и Волк » для оркестра и рассказчика.Ресурсы по печати для Сергея Прокофьева
Эй, дети, знакомьтесь с рабочими листами композитора (известные композиторы)
Петя и Волк (Прокофьев) Глиф прослушивания
Сергей Прокофьев | Рабочий лист поиска слов
Знакомьтесь с рабочим листом заявки на вакансию композитора
Питер и Вольф FunLib ™ (Прокофьев) | Рассказ и рабочий лист
Петр и Волк (Прокофьев) | Пакет уроков музыки
Планы уроков музыки для учителя музыкального класса
Петя и Волк (Прокофьев) | Набор уроков музыки
Петя и волк (Прокофьев) | Рабочий лист комиксов и план урока
Петя и Волк | Урок прослушивания музыки
Плакаты на доске объявлений известного композитора
Прокофьев | «Композитор месяца» Доска объявлений
Петя и Волк (Прокофьев) | Набор плакатов для доски объявлений
Профиль.Подлинные художественные перспективы. Джордж Колерик обсуждает музыку Сергея Прокофьева со ссылкой на советские власти
ДЖОРДЖ КОЛЕРИК обсуждает
музыку Сергея Прокофьева
со ссылкой на советские власти
Оригинальность стиля Сергея Прокофьева (1891–1953) легко узнаваема и анализируется в его фортепианных произведениях, благодаря которым он прославился и прославился на всю жизнь. Угловатые темы, которые длятся гораздо дольше, чем ожидалось, ироничные мелодии и «неправильные» ноты, группы диссонирующих аккордов, яростная ударная техника, кратчайшая пауза перед обезоруживающим изменением настроения, пикантный эффект игры одной рукой на мажоре, а другой — на минорном.Одно движение могло содержать русские народные ритмы, неторопливые, почти ленивые пассажи, машинное повторение и парящий лиризм.
Если третий фортепианный концерт Бетховена был безмерно приятным прощанием с классическим, моцартовским концертом, то третий Прокофьевский концерт (1921) похож на романтизм. Это проявляется в мечтательной, лирической вступительной теме, пробуждающей живые преобразования, и в финальной большой мелодии, купающейся в рахманиновском сиянии. Это, а также дерзкая неоклассическая тема медленной части с ее озорным набором вариаций сделали произведение фаворитом концертных залов.Это недалеко от духа Первой симфонии Шостаковича.
Прокофьев, нарисованный Анри Матиссом 25 апреля 1921 года для премьеры балета Шоу в следующем месяце
Молодым произведением, которое иллюстрирует степень и разнообразие выразительных способностей Прокофьева, является опера-пантомима Любовь к трем апельсинам (1919), основанная на итальянском фарсе восемнадцатого века. Принц-герой комиксов страдает рядом настроений, которые расширяют обычную оперную арию до необычайных степеней: чрезмерная меланхолия, бесконтрольный смех, страх перед космическими явлениями.Уже поздно, прежде чем он может заявить о своей любви к принцессе, которая только что была зачат в апельсине, в терминах невероятно страстных. Он мчится по миру на ветряной машине, его чуть не съест гигант с очень низким IQ, и ему приходится сражаться с врагом, который, принимая форму крысы, приносит хаос на суд. Все это оставляет так много места для причудливой оркестровки, что эти моменты регулярно исполняются в симфонической сюите, теперь такой же известной, как опера.
Это сюрреалистическая игра судьбы, разыгрываемая в карты между двумя фантастически одетыми ведьмами, вызывающими воплями самые жестокие адские голоса в своем распоряжении. Оркестр словно раскололся пополам в великолепном противостоянии. И все же, хотя композитор, возможно, не хотел этого, марш должен был стать его визитной карточкой: смелый, остроконечный и маниакальный, он может быть подходящим образом представлен на сцене с солдатами, марширующими задом по просьбе Короля треф. Ни один земной монарх, президент или генерал не посмеет включить его в какую-либо церемонию.
Все это может указывать на подходящее отношение к композитору, находящемуся в самом сердце политической революции. На самом деле Прокофьев жил среди артистического авангарда и злобных злодеев Нью-Йорка и Парижа. Ему нравилось сочинять для Русских балетов Дягилева, включая примитивистскую Скифскую сюиту , на которую явно повлияла «Весна священная » Стравинского .
Эскизы Михаила Ларионова к парижской премьере 1921 года Chout — Первая балетная партитура Прокофьева для Сергея Дягилева
Он вложил часть своей самой сложной, но подавляющей музыки в оперу Огненный ангел , снова позволив ему войти в сверхъестественный мир и бороться с дьявольскими силами.Его тема смешивает религию и чувственность, доходя до самых безумных сцен, и эта «декадентская» история никогда не пользовалась популярностью в СССР, так что Прокофьев не видел ее исполнения. Поэтому было ценно, что он использовал ее в качестве материала для Третьей симфонии (1928). Это и Четвертое, относящиеся к музыке для его балета «Блудный сын », — очень приятные произведения, но большие успехи в симфоническом стиле произошли почти два десятилетия спустя.
Сергей Прокофьев в Нью-Йорке, около 1918 г.
Его симпатия к революции распространилась на наивные попытки написать музыку «индустриализации», но в Москве это считалось дилетантизмом.Тем не менее, он устал от Запада, несмотря на то, что у него было неограниченное путешествие между этим регионом и Россией, и он вернулся домой в 1936 году. Ему наскучили модные моды и взгляды в Париже, он нуждался в музыкальном вдохновении своей родины и надеялся, что требование, которое Советские композиторы должны выбирать воодушевляющие и актуальные темы, которые помогли бы ему реализовать свои самые искренние художественные перспективы.
Поэтому первые работы, появившиеся в его новом окружении, ждали с особым любопытством.По крайней мере, один английский критик описал этот популярный Третий фортепианный концерт как , полностью лишенный чувства , предположительно думая о парижской моде 1920-х годов. Он привез в Россию новый Концерт для скрипки, Второй, который восхищался своей теплотой и лиризмом — направление, которое он продолжит.
В дополнение к этому у него всегда были под рукой веселые мелодии, мгновенно привлекающие внимание, как, например, в музыке к сатирическому фильму Лейтенант Кидже (1933).
Плакат Израиля Бограда 1934 года к фильму Лейтенант Кидже , высмеивающий бюрократию с использованием вымышленного персонажа времен российского императора Павла I, который правил с 1796 года до своего убийства в 1801 году
Особой популярностью пользуется его Первая симфония, исполненная в стиле восемнадцатого века, с гавотом , финалом Гайднеска и симметричными темами, которым придали пикантные гармонии двадцатого века.
Он погрузился в сочинения в поддержку советской системы, из которых, вероятно, лучшим было Здравица (Приветствую), крупномасштабное хоровое произведение, в котором также использовались музыкальные идиомы семи национальных групп, чтобы прославить политический союз, но которое подвергалось критике. на Западе так восхваляют Сталина.Для классического фильма « Александр Невский » (1938) он написал одно из самых эффектных произведений описательной музыки, когда-либо слышанных в кино. На нем изображена оборванная русская крестьянская армия, спешащая на историческую ледовую битву года года, в которой псевдорелигиозные прусские захватчики были побеждены и утонули. Эта кантата также демонстрирует глубокое чувство к матушке-России, и это вызвало восторженное одобрение Сталина; его трогательные хоры широко исполнялись школьниками, особенно во время войны.
Ледовая битва, часть Северных крестовых походов, 5 апреля 1242 года на Чудском озере между Эстонией и Россией, как изображено в иллюминированной рукописи конца XVI века Жизнь Александра Невского
В 1948 году в качестве представителя Союза композиторов Тихон Хренников, написавший немалые симфонии с политической, социалистической реалистической программой, критиковал, среди прочего, Прокофьева за «формализм» и за то, что он находился под слишком большим влиянием Стравинского.Прокофьев в ответ написал, что составить мелодию, мгновенно понятную, но в то же время оригинальную, было труднее всего, с подводными камнями банальности, сладострастия и бессознательного перефразирования, тогда как сложные мелодии находить легче. Он был полон решимости решить эту проблему.
Он отверг атонализм, который когда-то привлекал его. Построение музыкального произведения с распознанной ключевой системой было на прочном основании, а построение без тональности — как на песке.
Чтобы объяснить себя дальше, он разделил оперное сопровождение на поддерживающее действие, речитатив и песноподобное, которые он назвал cantilena и arioso , включая типичную арию девятнадцатого века.Его критиковали за то, что он слишком часто или почти полностью использовал речитатив в опере Игрок . Тем не менее, он вспомнил болезненных переживаний, когда он почти час слушал Вагнера без каких-либо движений на сцене. Любители оперы хотели действовать, что предполагало использование речитатива, а страх неподвижности уменьшил его использование кантилены . Песня-буква в Евгения Онегина Чайковского решила эту проблему отлично, и он попытался последовать ее примеру.
Самое официальное вмешательство, которое пришлось пережить Прокофьеву, было связано с его планами поставить оперу на чувствительную тему героя войны. Рассматриваемый как сильно политический, он должен соответствовать принятой политике, и, по более позднему критическому мнению, он стал одной из его наименее удовлетворительных крупномасштабных работ.
В экранизации романа Толстого « Война и мир » (1944) его попросили уделить больше внимания войне, а не истории любви. Его самым большим разочарованием могло быть то, что он не видел ни одну из этих работ, выполненных так, как он хотел, в их завершенных формах, хотя теперь мы можем увидеть его достижение в War & Peace .В патриотических тонах театрализованной оперы он берет начало в стиле Александра Невского , уравновешенном лиризмом, подходящим для любовных привязанностей. Есть трогательная сцена, в которой Пьер рассказывает Наташе о ее увлечении беспомощным женатым мужчиной. Несомненно, исполнение его желания желаемого оперного стиля.
В остальном, мало свидетельств того, что сложный политический климат плохо повлиял на качество или характер его продукции. Он всегда мог рассчитывать на официальное одобрение, когда сочинял для детей, и это было неоспоримым преимуществом, как, например, всемирно популярные Peter и Wolf с его вдохновляющей инструментальной характеристикой животных.
Лицевая обложка книги-раскраски Петр и Волк , взятая из балета Николаса Бенуа 1947 года Петр и Волк в Ла Скала в Милане. © 1985 Беллерофон Букс
И не все препятствия были политическими. Появление его «Ромео и Джульетта» в Ленинграде было отложено, поскольку кировские танцоры жаловались, что это технически проблематично, так как оно сильно расходится с традиционными балетными партитурами Чайковского и других. Но сейчас он, конечно, считается классикой, достойно размещенный рядом с Лебединое озеро .
Наиболее важные достижения его последних лет привели к созданию трех прекрасных симфоний. Пятая была лиричной и насыщенной, что снискало одобрение как пример того, на что надеялись в советской музыке. Официальный комментарий, который лучше всего резюмировал советскую позицию, был четко сформулирован в первую очередь в связи с Peter and Wolf :
.Здесь перед нами в классически чистой и отточенной форме мелодичный и гармонический стиль зрелого Прокофьева … дар ясности и прямоты нового советского симфонического стиля, свободного от интеллектуального самоанализа и трагического взгляда на мироздание. реальность.
В рамках этих терминов подразумевалась обобщенная критика развития формы и содержания симфонии среди композиторов Западной Европы, где, как утверждается, такие произведения сильно упали, и только «декадентские» образцы не продвигались.
Прокофьев цитировал, что эту симфонию связывает со свободой человеческого духа. Это и Шестой были задуманы в 1944 году, когда всем ведущим советским композиторам предложили временный дом вместе вдали от войны, и они в основном были озабочены произведениями, которые праздновали возвращение мира.
Тем не менее, Шестая симфония (1947) должна была быть закончена медленно после тяжелого сердечного приступа, что может частично объяснить ее более тревожные отрывки. В его медленном движении чувствуется такое ощущение, что мелодичная отсылка к благородной теме из Parsifal Вагнера трогательно сливается.
Седьмая симфония (1952) — полная контрастность, привлекательная беззаботность, с ударными звуками, такими, какими мы наслаждаемся в его балетах. Поначалу на Западе он считался не совсем достойным своих знаменательных предшественников.Возможно, некоторые критики не оценили ценность письма для молодежи, что было задумано композитором. Он должен стать популярным концертным классиком, неподражаемым Прокофьевым.