Карнаубский воск, восковая мастика, технология нанесения на деревянные поверхности
Всем доброго времени суток =)
Это статья скорее для коллег и особо интересующихся, чем для желающих приобрести/заказать гребень. Хотя, если есть желание побольше узнать о том, что происходит там — внутри мастерской, смело читайте! 🙂
За последние годы много раз люди спрашивали о том, что это за карнаубский воск такой? Коллеги — резчики по дереву, интересовались в частности как приготовить из него мастику, и как вообще наносить на дерево этот воск. И хотя, как мне кажется, информации на эту тему достаточно в интернете, ибо ныне карнаубский воск стал весьма популярен среди резчиков по дереву и не только, вопросы всё равно продолжают поступать. Поэтому считаю своим долгом освятить этот вопрос, чтобы любой интересующийся мог прочитать данную статью и получить всю необходимую информацию для начала работы и собственных экспериментов с карнаубским воском.
Воск
Воск — вещество, вырабатываемое пчелами и служащее им материалом для постройки сот.
Натуральный пчелиный воск содержит углеводороды, органические кислоты, различные спирты и сложные эфиры. Всего в воске содержится 300 разных веществ. Поэтому воск очень широко используется в самых разных областях: художественных ремёслах (в том числе и в резьбе по дереву для отделки резных изделий и в качестве защитного покрытия), в медицине, косметике, пищевой промышленности.
Думаю, что многие, кто видел живьём пчелиный воск, замечали, что цвет его бывает разным, от очень светлого до тёмно-грязно жёлтого и вообще бурого. Цвет свежеизготовленных сот ближе к белому. Потом, по мере использования, происходит постепенное загрязнение сот продуктами жизнедеятельности пчёл. При этом процентное соотношение в них воска и этих самых продуктов жизнедеятельности меняется в сторону уменьшения в них воска. Больше всего воска содержится в свежих сотах (до 100%), меньше всего в тёмном воске от 60-40%.
Все воски по своему происхождению делятся на животные, растительные и ископаемые. В нашем случае наибольший интерес и доступность представляют первые две группы.
Карнаубский воск
Карнаубский воск (бразильский воск, пальмовый воск) — воск из листьев пальмы Copernicia cerifera, произрастающей в северо-восточных штатах Бразилии Пиауи, Сеара и Риу-Гранди-ду-Норти.
В отличие от пчелиного воска, который уже при +35°C становится пластичным, а плавится при +62…+68 °С, карнаубский воск очень тугоплавкий. По сути, самый твёрдый и тугоплавкий. Его температура плавления находится в интервале от +83…+91 °С. Поэтому поставляют его обычно в виде жёлтых хлопьев.
Карнаубский воск, как и все остальные, обладает хорошей устойчивостью по отношению к воде. Однако, если сравнивать с пчелиным воском, то могу отметить также и его большую устойчивость к растворению в жирах и скипидаре. Сам лично пробовал растворять хлопья воска в льняном масле и различных растворителях, скипидаре в частности. При комнатной температуре процесс идёт с трудом: даже спустя сутки или более, мне так и не удалось дождаться, когда воск полностью растворится. Пчелиный же воск достаточно быстро растворяется в льняном масле даже при комнатной температуре, а при добавлении скипидара так и вообще, можно сразу мастику замесить.
Приготовление мастики на основе карнаубского воска и льняного масла
1. Берём хлопья карнаубского воска, какую-либо чистую металлическую посудинку небольшого объёма, льняное масло, какую-нибудь металлическую или стеклянную емкость. Последняя должна плотно закрываться и быть такой, чтобы потом было удобно извлекать из неё мастику.
(сам использую для этого стеклянную банку от икры, она очень удобна и по объёму, и крышка на неё полиэтиленовая плотно одевается, и мастику удобно из неё брать)
2. Далее ставим мет. посудинку на конфорку, наливаем необходимое кол-во масла и начинаем нагревать. Нагревать до такой степени, чтобы от масла шёл дым не нужно. Достаточно нагреть его до температуры плавления воска.
3. После того как масло нагрелось, засыпаем туда воск и размешиваем. Тут главное, не переборщить с воском. Когда делал свою первую мастику, так торопился получить результат, что не сделал никаких замеров и объёмов масла и воска. Поэтому порекомендовать какие-либо точные цифры не могу, однако общая рекомендация такова. Соотношение масла и воска должно быть ориентировочно 2:1.
4. После расплавления воска, даём горячей смеси немного остыть и переливаем её в ёмкость для хранения мастики. Оставляем в открытом виде до застывания. После проверяем консистенцию. Полученная мастика не должна быть слишком жидкой или очень плотной. В зависимости от полученного и желаемого результата, мастику вы можете, без особых трудностей, вновь расплавить и добавить масла или воска.
После остывания и застывания. Получается должна получиться эдакая масляная паста средней густоты, цветом от светло-жёлтого до коричневатого цвета, в зависимости от степени очистки исходных компонентов.
Со временем мастика станет немного плотнее и покроется плёночкой, даже в закрытой банке. Это не страшно. Просто при каждом использовании, отделяйте эту плёнку, а по окончании вновь прикрывайте ею мастику, тщательно прилепив её к поверхности. Она будет защищать мастику от дальнейшего высыхания.
При приготовлении, также можно добавлять в горячее масло и некоторое количество других восков, в том числе и пчелиный воск. В общем, тут есть поле для экспериментов. Так что дерзайте! =)
1. До нанесения мастики, поверхность изделия из дерева должна быть тщательно отшлифована и очищена от пыли, грязи и всяких мелких посторонних частиц.
2. Для нанесения восковой мастики можно использовать: чистую х/б тряпочку, кисти или щётки с натуральной щетиной. Обычно использую тряпочку. Макаем тряпочку в мастику как можно равномернее размазываем мастику по поверхности изделия. Затем необходимо удалить излишки. Это нужно сделать обязательно, если хотите получить ровное и красивое покрытие. Для этой цели можно использовать кисть или щётку с натуральной щетиной.
Для нанесения мастики использую такие вот нехитрые вещиы 🙂
Важно! Чем ровнее и тоньше будет слой, тем лучше.
Удалите все видимые волосинки, ворсинки и мусор, если они попадут на поверхность в процессе нанесения мастики. Потом, когда воск застынет, сделать это без ущерба для полученного покрытия уже не удастся.
3. Затем убираем изделие в чистое сухое место, изолированное от пыли и попадания туда любопытных лиц и шаловливых рук 😉 Оставляем сохнуть. Сохнуть такое покрытие может до суток и более. Это может зависеть и от особенностей вашей мастики, и от того делалась ли, к примеру, масляная пропитка перед нанесением воска.
4. После высыхания образуется достаточно твёрдое матовое покрытие. Для получения окончательного результата нужно пройтись по всем поверхностям изделия щёткой с натуральной щетиной. Движения должны быть с умеренным нажимом и подобны движениям щётки при чистке обуви.
В результате получается очень ровное и естественно выглядящее прозрачное покрытие, с умеренным мягким блеском, которое отлично защищает изделие от воздействия влаги и загрязнения, подчёркивает красоту текстуры и рисунок годичных колец дерева, делает цвет более насыщенным, позволяет сохранить ощущение «живого» дерева (тактильные ощущения сопоставимы с теми, когда держишь в руках ничем не покрытое, но хорошо отшлифованное дерево).
Примечания.
Из моего личного опыта.
В зависимости от состава мастики и того делалась ли масляная пропитка перед её нанесением, высыхание может проходить по разному. Например, при использовании одной из моих мастик, после высыхания поверхность получалась шероховатой. Финальное натирание щёткой не давало хорошего эффекта. В этом случае финальное разравнивание воска делал с помощью фетра.
Для удаления излишков и выравнивания воскового слоя можно также нагревать строительным феном поверхность и разравнивать с помощью ветоши. Но для тонких резных работ сложной конфигурации, этот метод, мне кажется не очень удобным.
Покрытие на основе только пчелиного воска обладает меньшей устойчивостью к истиранию, сильнее пылится и грязнится. а также обладает ещё одним неприятным свойством. При попадании капель воды на поверхность изделия, после их высыхания остаются белые мутные пятна. Удалить их можно лишь повторным нанесением воска. В этом отношении мастика на основе карнаубского воска дает значительно более устойчивое твёрдое покрытие и при попадании капель воды никаких неприятных эффектов не наблюдается.
Если хотите получить наиболее экологичный вариант мастки, то используйте пищевое льняное масло. Особенно это важно, если вы будете покрывать какую-нибудь посуду, которая будет использоваться на кухне. Льняная олифа так или иначе содержит добавки, которые, к тому же, почему-то никогда и никак не обозначены на упаковке.
Уважаемы резчики-профессионалы и опытные любители. Описанная ниже технология получения мастики и её нанесение, основаны как на общей информации представленной в интернете, так и во многом на личном уже опыте. Однако приветствуются конструктивные замечания и дополнения, и информация основанная на вашем личном опыте.
В этом посте рассказал все основные моменты о карнаубском воске, мастике на его основе и о том, как наносить этот воск на деревянные поверхности. Даже, наверное, слишком много и подробно. Остальное — уже нюансы, подвохи практики, ваш личный опыт и мои секреты. 😉 Есть ещё целый ряд задумок на тему изготовления мастики и её нанесения. Естественно, как и большинство мастеров всех секретов и нюансов используемых технологий не раскрываю. Отчасти потому, что они не во всем так хороши как мне бы того хотелось и требуют доработки, отчасти потому, что будет куда лучше, если многие нюансы, рецепты, идеи и технологии придут к вам, путём наблюдений, экспериментов и получения в итоге вашего бесценного личного опыта.
Всем желаю удачи, свежих идей, творческого цветения =)
С вами был Алекс Дхармари.
До новых встреч.
www.livemaster.ru
Водоотталкивающая мастика в домашних условиях
Хочу поделиться хорошим средством для защиты кожи и ткани от воды. Я выискивала рецепты по интернету и в итоге сложила свой, который мне подошел и который и вам советую. Эта мастика придает коже приятный блеск если отполировать (как обувь) а также водоотталкивающие свойства — никакой дождь не страшен! Я применяю ее для толстой кожи и я знаю что она отлично работает также для толстой ткани из которой шьют рюкзаки итп. Я немного позже сделаю фотографии обработки рюкзака и выложу сюда же в эту тему.
Вот как выглядит эта мастика:
А вот рецепт:
Две части пчелиного воска растопленного
Одна часть масла семени льна
Одна часть терпентина (на английском называется turpentine — это скипидар если я не ошибаюсь)
Терпентин действует как размягчитель — помогает поддерживать пастообразную консистенцию.
Я заменила 1/3 пчелиного воска на карнаубский воск — он придает больше блеска. Но он также очень твердый (это самый твердый известный воск) — может поэтому моя паста совсем не паста а более твердая масса.
Плавите воск НА ВОДЯНОЙ БАНЕ. Не ставьте прямо на огонь — все компоненты очень огнеопасные! Готовить желательно на улице и никаких детей и животных рядом!
Когда воск расплавился — сняли с огня и тонкой струйкой ввели масло. Постоянно помешивать деревянной палочкой. Если вдруг воск свернулся немного — после добавления масла поставьте еще раз на водяную баню до растворения. Все время мешайте.
Потом снять с огня и В СТОРОНЕ от него добавить тонкой струйкой терпентин все время мешая. Очень огнеопасно — будьте осторожны!
Если воск свернулся то после того как терпентин добавлен и перемешан можно поставить еще на водяную баню до растворения и полного перемешивания. Потом снять все с огня и разлить по баночкам. Стеклянные закручивающиеся пойдут или алюминиевые из под леденцов.. Даже жестяные из под кофе пойдут.
До полного остывания.
Если вы видите что воск получается слишком твердый то снова поставьте на водяную баню, растворите полностью и добавьте еще немного масла и терпентина (снять с огня!)
Потом снова разлить по баночкам.
Если не перебавили карнаубского воска (по рецепту он там вообще не нужен) то должна получится как вакса для обуви — довольно мягкая чтобы легко нанести и втереть. Наносить как на кожу так и на толстую ткань (рюкзачная)- нанести, втереть и потом продуть горячим феном чтобы впиталось в ткань и высохло. Вода скатится как с гуся потом.
Вот я нанесла мастику на половинку кусочка кожи — вы видите границу между обработанной и необработанной частями
Потом я капнула немного воды на обе половинки
На необработанной части кожи вода моментально стала впитываться а на вощеной — сидит на поверхности.
Нижняя капелька начала впитываться (красной стрелкой показана) — я думаю что или не втерла хорошо мастику или морщины на коже слишком глубокие и там нужно было больше воска втирать
Вот прошло 10 минут
Слева вода давно впиталась а справа — как была так и осталась.
Даже та капелька внизу не смогла просочиться.
Надеюсь этот рецепт вам пригодится!
www.livemaster.ru
Вощение древесины. Мастики и пропитки по дереву
Текстуру дерева важно подчеркнуть соответствующей отделкой. Конечно сейчас существует масса химических морилок и лаков на разной основе. У них есть свои достоинства, но есть и существенные недостатки, главный из которых ненатуральность и токсичность. Есть ситуации, когда лаки и морилки вообще неприемлемы. Например при изготовлении деревянных ложек или посуды.
Натуральный пчелиный или растительный воск 1) безвреден для здоровья, 2) подчеркивает красоту и проявляет текстуру дерева, оно становится ярче, выразительнее, слегка темнеет и приобретает благородный золотистый оттенок, 3) поверхность дерева, обработанная вощением становится водоотталкивающей и устойчивой к царапинам, к тому же она дышит в отличие от покрытия лаком, 4) дерево приобретает благородный матовый блеск, который не режет глаза, 5) имеет превосходный запах.
Перед вощением дерево необходимо обработать пропиткой. Простейшая пропитка — растительное масло, лучше конечно льняное. Им обрабатывают изделие в несколько приемов. После каждой пропитки изделию дают подсохнуть, затем шлифуют.
На основе льняного масла часто готовят пропиточные составы на травах и корнях (корень дягиля, лопуха, девясила, калгана). Дубильные вещества, содержащиеся в растениях переходят в масло и при обработке дерева укрепляют его поверхностные слои.
Вот рецепт приготовления мятного масла, которое обладает очень приятным легким ароматом:
100г высушенных измельченных листьев мяты засыпают в стеклянную емкость, заливают 0,5 л растительного масла, взбалтывают и отправляют на 2 недели в темное место. Затем его процеживают и используют.
После дерево обрабатывают восковой мастикой. Простейшая восковая мастика готовится из воска и скипидара в соотношении 2:1 или же масла и воска в соотношении 2:1 (это для пищевых изделий). Вот еще рецепт, как приготовить восковую мастику:
Берем 100г воска, 25 г истолченной канифоли и 50г очищенного скипидара.
На водяной бане расплавляем воск в эмалированной емкости, добавляем канифоль. После растворения воска постепенно добавляем скипидар. Я добавляю еще немного прополиса, он укрепляет дерево и придает дополнительный аромат. Снимаем все с огня, переливаем в жестяную баночку и даем составу остыть. Мастика становится густой и пастообразной:
Ей натирают изделие и втирают куском суконки или шерсти до тех пор, пока ткань перестанет липнуть и появится блеск.
Иногда в мастику добавляют живицу или вишневую камедь.
Помимо пчелиного воска часто используют карнаубский воск, который получают из листьев бразильской пальмы. В жаркое время она выделяет воск, который покрывает поверхность листа и защищает от потери влаги.
Карнаубский воск имеет более высокую температуру плавления, поэтому он устойчивей пчелиного. Но и раза в 3 дороже.
iz-dereva-svoimi-rukami.ru
Мастика восковая для дерева (матовая) 1000 ₽ за 0,5 л – Натуральные краски MAZ-SLO
Мастика из смеси натуральных восков для финишной обработки деревянных поверхностей, с матовым блеском (так же есть глянцевая мастика).
Глубоко проникает в структуру дерева, образует плотный защитный слой, укрепляющий древесину и подчеркивает естественный рисунок и тон деревянной поверхности. Создаёт поверхность устойчивую к царапинам, жидкостям (чай, кофе, вино и др.), антистатичная, грязеотталкивающая.
Подходит как для внутренних, так и внешних работ.
Бесцветная восковая мастика, с матовым блеском, для финишной обработки поверхностей, на основе натуральных ингредиентов, подходит для любых пород дерева. Проявляет натуральную текстуру обрабатываемой поверхности. Придаёт поверхности износостойкие, антистатические и водоотталкивающие свойства. Укрепляет древесину.
Подходит для впитывающих поверхностей при внутренней обработке — полов, лестниц, мебельных поверхностей, бань, саун. Для наружных работ — мебель уличная, террасы, стены домов. Покрытие не трескается, не шелушится. При необходимости (сколы и пр.) покрытие легко реставрируется.
Состав:
Масло льняное полимеризованное, карнаубский воск, микровоски, сиккативы (осушители).
Подготовка поверхности:
Поверхность должна быть очищена от пыли и от жирных загрязнений разбавителем Арт. №1302 (Пинен). Полностью удалить слои старой краски. Смолистые участки древесины обработать растворителем Арт. № 1302. Предварительная шлифовка мебельных поверхностей шлифовальной шкуркой с зерном 200-240, полов — шлифовальной шкуркой с зерном 100-120.
Способ применения:
Мастика MAZ-SLO является полностью готовым продуктом для применения. Нанести мастику вдоль волокон древесины при помощи флейцевой кисти MAZ-SLO с жёсткой щетиной, хлопчатобумажной ветошью, щёткой равномерно распределить по поверхности. Через 2 часа, при необходимости, убрать излишки мастики с поверхности располировыванием. Аналогично нанести второй слой, через 2 часа отполировать. При необходимости произвести межслойную шлифовку.
Время высыхания:
При нормальных условиях (t не ниже 20°C, влажность 50%), готовность к нанесению второго слоя через 1-3 часов. Полное высыхание происходит через 24 часа. Низкие температуры и высокая влажность увеличивают время высыхания.
Расход:
Первый слой ≈ 20* мл/м.кв. (50 м.кв./л)
Второй слой ≈ 10* мл/м.кв. (100 м.кв./л)
* — зависит от качества шлифования поверхности.
Очистка рабочих инструментов:
После проведения работ инструмент очистить разбавителем Арт. № 1302.
Хранение:
В сухом, прохладном месте. На поверхности средства может образовываться пленка. Перед применением её необходимо удалить.
Меры предосторожности:
Используемые материалы, пропитанные мастикой выстирать или высушить, расправив на пожаробезопасной поверхности. Затем утилизировать вместе с бытовым мусором.
Важно!
Всегда проводите предварительные выкрасы и испытания мастики, оттенок зависит от исходного цвета древесины и может не совпадать с образцом представленным производителем.
maz-slo.ru
Карнаубский воск, восковая мастика, технология нанесения на деревянные поверхности
Всем доброго времени суток =)Это статья скорее для коллег и особо интересующихся, чем для желающих приобрести/заказать гребень. Хотя, если есть желание побольше узнать о том, что происходит там — внутри мастерской, смело читайте! 🙂
За последние годы много раз люди спрашивали о том, что это за карнаубский воск такой? Коллеги — резчики по дереву, интересовались в частности как приготовить из него мастику, и как вообще наносить на дерево этот воск. И хотя, как мне кажется, информации на эту тему достаточно в интернете, ибо ныне карнаубский воск стал весьма популярен среди резчиков по дереву и не только, вопросы всё равно продолжают поступать. Поэтому считаю своим долгом освятить этот вопрос, чтобы любой интересующийся мог прочитать данную статью и получить всю необходимую информацию для начала работы и собственных экспериментов с карнаубским воском.
Итак.
Если вы хотите побольше узнать о карнаубском воске.
А также как делать восковую мастику на его основе.
Как наносить воск на дерево.
Если вы ищете альтернативу ядовитым лаковым покрытиям или ещё один способ отделки деревянных изделий.
[жмите сюда]
Воск
Воск — вещество, вырабатываемое пчелами и служащее им материалом для постройки сот.
Пчелы-труженицы обладают особыми восковыми железами, расположенными на четырех последних брюшных полукольцах. Уже в 3-5-дневном возрасте они начинают выделять тонкий слой воска, но наибольшего развития восковые железы достигают у пчелы в возрасте 12-18 дней, особенно при наличии в улье цветочной пыльцы и меда.
Натуральный пчелиный воск содержит углеводороды, органические кислоты, различные спирты и сложные эфиры. Всего в воске содержится 300 разных веществ. Поэтому воск очень широко используется в самых разных областях: художественных ремёслах (в том числе и в резьбе по дереву для отделки резных изделий и в качестве защитного покрытия), в медицине, косметике, пищевой промышленности.
Думаю, что многие, кто видел живьём пчелиный воск, замечали, что цвет его бывает разным, от очень светлого до тёмно-грязно жёлтого и вообще бурого. Цвет свежеизготовленных сот ближе к белому. Потом, по мере использования, происходит постепенное загрязнение сот продуктами жизнедеятельности пчёл. При этом процентное соотношение в них воска и этих самых продуктов жизнедеятельности меняется в сторону уменьшения в них воска. Больше всего воска содержится в свежих сотах (до 100%), меньше всего в тёмном воске от 60-40%.
Переходя к вопросу о карнаубском воске стоить отметить ещё один момент.
Все воски по своему происхождению делятся на животные, растительные и ископаемые. В нашем случае наибольший интерес и доступность представляют первые две группы.
Кстати, сам сравнительно недавно узнал, что воск оказывается не только пчёлы вырабатывают, но и растения. Как раз когда, услышал впервые о карнаубском воске и решил опробовать его в деле, тогда и узнал. Что это за карнаубские пчёлы такие, подумал я, и полез в интернет просветиться на тему. Так то вот, век живи, век учись! 🙂
Карнаубский воск
Карнаубский воск (бразильский воск, пальмовый воск) — воск из листьев пальмы Copernicia cerifera, произрастающей в северо-восточных штатах Бразилии Пиауи, Сеара и Риу-Гранди-ду-Норти.
В отличие от пчелиного воска, который уже при +35°C становится пластичным, а плавится при +62…+68 °С, карнаубский воск очень тугоплавкий. По сути, самый твёрдый и тугоплавкий. Его температура плавления находится в интервале от +83…+91 °С. Поэтому поставляют его обычно в виде жёлтых хлопьев.
Карнаубский воск, как и все остальные, обладает хорошей устойчивостью по отношению к воде. Однако, если сравнивать с пчелиным воском, то могу отметить также и его большую устойчивость к растворению в жирах и скипидаре. Сам лично пробовал растворять хлопья воска в льняном масле и различных растворителях, скипидаре в частности. При комнатной температуре процесс идёт с трудом: даже спустя сутки или более, мне так и не удалось дождаться, когда воск полностью растворится. Пчелиный же воск достаточно быстро растворяется в льняном масле даже при комнатной температуре, а при добавлении скипидара так и вообще, можно сразу мастику замесить.
Чтобы сделать карнаубский воск пригодным к нанесению на какие-либо поверхности его нужно расплавить. А для того, чтобы не плавить его каждый раз, а также для большего удобства и хорошего качества нанесения на деревянные поверхности, люди придумали делать так называемые восковые мастики. Состав этих мастик бывает разный. Кроме воска и жировой основы (масла растительного происхождения), они могут содержать также различные органические растворители, добавки улучшающие консистенцию и влияющие на некоторые свойства уже готового покрытия.
Наиболее простой и экологичный вариант — это мастика на основе воска и какого-либо высыхающего масла (льняного, конопляного, тунгового). У нас в России наиболее распространено и повсеместно доступно льняное масло. Именно этот вариант использую сам, т.к. вообще стараюсь свести к минимуму использование в работе какой-либо вредной химии. Тем более, что практика показывает — без огромного кол-ва всевозможных ядохимикатов, которые людям так нравятся использовать, можно обойтись в самых разных областях. Чего и вам желаю. =)
Внимание! Использование именно перечисленных выше масел очень важно. Подсолнечное масло использовать не стоит.
Приготовление мастики на основе карнаубского воска и льняного масла
1. Берём хлопья карнаубского воска, какую-либо чистую металлическую посудинку небольшого объёма, льняное масло, какую-нибудь металлическую или стеклянную емкость. Последняя должна плотно закрываться и быть такой, чтобы потом было удобно извлекать из неё мастику.
(сам использую для этого стеклянную банку от икры, она очень удобна и по объёму, и крышка на неё полиэтиленовая плотно одевается, и мастику удобно из неё брать)
2. Далее ставим мет. посудинку на конфорку, наливаем необходимое кол-во масла и начинаем нагревать. Нагревать до такой степени, чтобы от масла шёл дым не нужно. Достаточно нагреть его до температуры плавления воска.
Будьте особенно осторожны, если будете делать это на газовой плите. Разогретое масло не должно попадать на огонь, т.к. оно может воспламениться!
3. После того как масло нагрелось, засыпаем туда воск и размешиваем. Тут главное, не переборщить с воском. Когда делал свою первую мастику, так торопился получить результат, что не сделал никаких замеров и объёмов масла и воска. Поэтому порекомендовать какие-либо точные цифры не могу, однако общая рекомендация такова. Соотношение масла и воска должно быть ориентировочно 2:1.
Моя же поспешность привела к тому, что первую мастика пришлось переделывать. 😉
4. После расплавления воска, даём горячей смеси немного остыть и переливаем её в ёмкость для хранения мастики. Оставляем в открытом виде до застывания. После проверяем консистенцию. Полученная мастика не должна быть слишком жидкой или очень плотной. В зависимости от полученного и желаемого результата, мастику вы можете, без особых трудностей, вновь расплавить и добавить масла или воска.
После остывания и застывания. Получается должна получиться эдакая масляная паста средней густоты, цветом от светло-жёлтого до коричневатого цвета, в зависимости от степени очистки исходных компонентов.
Со временем мастика станет немного плотнее и покроется плёночкой, даже в закрытой банке. Это не страшно. Просто при каждом использовании, отделяйте эту плёнку, а по окончании вновь прикрывайте ею мастику, тщательно прилепив её к поверхности. Она будет защищать мастику от дальнейшего высыхания.
При приготовлении, также можно добавлять в горячее масло и некоторое количество других восков, в том числе и пчелиный воск. В общем, тут есть поле для экспериментов. Так что дерзайте! =)
Нанесение мастики на деревянные поверхности
1. До нанесения мастики, поверхность изделия из дерева должна быть тщательно отшлифована и очищена от пыли, грязи и всяких мелких посторонних частиц.
2. Для нанесения восковой мастики можно использовать: чистую х/б тряпочку, кисти или щётки с натуральной щетиной. Обычно использую тряпочку. Макаем тряпочку в мастику как можно равномернее размазываем мастику по поверхности изделия. Затем необходимо удалить излишки. Это нужно сделать обязательно, если хотите получить ровное и красивое покрытие. Для этой цели можно использовать кисть или щётку с натуральной щетиной.
Для нанесения мастики использую такие вот нехитрые вещиы 🙂
Важно!
Чем ровнее и тоньше будет слой, тем лучше.
Удалите все видимые волосинки, ворсинки и мусор, если они попадут на поверхность в процессе нанесения мастики. Потом, когда воск застынет, сделать это без ущерба для полученного покрытия уже не удастся.
3. Затем убираем изделие в чистое сухое место, изолированное от пыли и попадания туда любопытных лиц и шаловливых рук 😉 Оставляем сохнуть. Сохнуть такое покрытие может до суток и более. Это может зависеть и от особенностей вашей мастики, и от того делалась ли, к примеру, масляная пропитка перед нанесением воска.
4. После высыхания образуется достаточно твёрдое матовое покрытие. Для получения окончательного результата нужно пройтись по всем поверхностям изделия щёткой с натуральной щетиной. Движения должны быть с умеренным нажимом и подобны движениям щётки при чистке обуви.
В результате получается очень ровное и естественно выглядящее прозрачное покрытие, с умеренным мягким блеском, которое отлично защищает изделие от воздействия влаги и загрязнения, подчёркивает красоту текстуры и рисунок годичных колец дерева, делает цвет более насыщенным, позволяет сохранить ощущение «живого» дерева (тактильные ощущения сопоставимы с теми, когда держишь в руках ничем не покрытое, но хорошо отшлифованное дерево).
Примечания.
Из моего личного опыта.
В зависимости от состава мастики и того делалась ли масляная пропитка перед её нанесением, высыхание может проходить по разному. Например, при использовании одной из моих мастик, после высыхания поверхность получалась шероховатой. Финальное натирание щёткой не давало хорошего эффекта. В этом случае финальное разравнивание воска делал с помощью фетра.
Для удаления излишков и выравнивания воскового слоя можно также нагревать строительным феном поверхность и разравнивать с помощью ветоши. Но для тонких резных работ сложной конфигурации, этот метод, мне кажется не очень удобным.
Покрытие на основе только пчелиного воска обладает меньшей устойчивостью к истиранию, сильнее пылится и грязнится. а также обладает ещё одним неприятным свойством. При попадании капель воды на поверхность изделия, после их высыхания остаются белые мутные пятна. Удалить их можно лишь повторным нанесением воска. В этом отношении мастика на основе карнаубского воска дает значительно более устойчивое твёрдое покрытие и при попадании капель воды никаких неприятных эффектов не наблюдается.
Если хотите получить наиболее экологичный вариант мастки, то используйте пищевое льняное масло. Особенно это важно, если вы будете покрывать какую-нибудь посуду, которая будет использоваться на кухне. Льняная олифа так или иначе содержит добавки, которые, к тому же, почему-то никогда и никак не обозначены на упаковке.
Уважаемы резчики-профессионалы и опытные любители. Описанная выше технология получения мастики и её нанесение, основаны по большей части на личном опыте, а также на информации из сети. Однако приветствуются конструктивные замечания, дополнения, и информация основанная на вашем личном опыте.
В этом посте рассказал все основные моменты о карнаубском воске, мастике на его основе и о том, как наносить этот воск на деревянные поверхности. Даже, наверное, слишком много и подробно. Остальное — уже нюансы, подвохи практики, ваш личный опыт и мои секреты. 😉 Есть ещё целый ряд задумок на тему изготовления мастики и её нанесения. Естественно, как и большинство мастеров всех секретов и нюансов используемых технологий не раскрываю. Отчасти потому, что они не во всем так хороши как мне бы того хотелось и требуют доработки, отчасти потому, что будет куда лучше, если многие нюансы, рецепты, идеи и технологии придут к вам, путём наблюдений, экспериментов и получения в итоге вашего бесценного личного опыта.
Всем желаю удачи, свежих идей, творческого цветения =)
С вами был Алекс Дхармари.
До новых встреч.
P.S. В следующем посте расскажу об имени Дхармари, уж больно часто просят разъяснить, что за имя странное такое. 😉
alex-dharmari.livejournal.com
Изготовление мебельного воска и техника вощения дерева
Я уже писал раньше о вощении древесины и изготовлении восковой мастики по дереву. В этой статье хочу остановиться на изготовлении стойкого мебельного воска и технике самого вощения.
Данная восковая мастика содержит помимо пчелиного воска еще и карнаубский, у которого более высокая температура плавления, что и обуславливает прочность и стойкость покрытия.
Что понадобится для изготовления мастики
- пчелиный воск,
- карнаубский воск,
- скипидар,
- тканевые перчатки,
- терка для сыра,
- небольшая кастрюлька,
- бумага,
- шпатель,
- баночка для готового воска.
Приготовление мастики
1. На терке необходимо натереть пчелиный и карнаубский воск в пропорции 1:10.
2. На медленном огне нужно растопить воск в старой кастрюльке или жестяной консервной банке. Воск не должен кипеть.
3. Кастрюлю снимают с огня и добавляют в воск скипидар в пропорции 1:10 (на 1 часть воска 10 частей скипидара). Состав размешивают до жидкой однородной консистенции.
4. Когда весь воск растворится в скипидаре, состав переливают в баночку для хранения. Застывшая мастика готова к использованию.
Техника вощения дерева
1. Перед вощением поверхности должны быть тщательно отшлифованы и очищены от пыли.
Желательно перед вощением нанести на изделие мягкой кистью щеллачную шлифующуюся грунтовку.
2 и 3. Грунтовка сохнет около получаса. После чего изделие шлифуют мелкой шкуркой и вытирают пыль мягкой тряпочкой.
4. Наносим воск втирающими движениями на поверхность дерева стальной металлошерстью (№ зерна 0000).
5. Наносим воск круговыми движениями достаточно толстым слоем, чтобы равномерно покрыть всю поверхность изделия.
6. Когда воск подсохнет, но еще не затвердеет, поверхность полируют чистой тканью.
Последующие слои воска наносят через 12 часов после предыдущих.
iz-dereva-svoimi-rukami.ru
Вощение древесины, Пропитка льяным маслом
Текстуру дерева важно подчеркнуть соответствующей отделкой. Конечно сейчас существует масса химических морилок и лаков на разной основе. У них есть свои достоинства, но есть и существенные недостатки, главный из которых ненатуральность и токсичность. Есть ситуации, когда лаки и морилки вообще неприемлемы. Например при изготовлении деревянных ложек или посуды.
Натуральный пчелиный или растительный воск
1) безвреден для здоровья,
2) подчеркивает красоту и проявляет текстуру дерева, оно становится ярче, выразительнее, слегка темнеет и приобретает благородный золотистый оттенок, 3) поверхность дерева, обработанная вощением становится водоотталкивающей и устойчивой к царапинам, к тому же она дышит в отличие от покрытия лаком,
4) дерево приобретает благородный матовый блеск, который не режет глаза,
5) имеет превосходный запах.
Перед вощением дерево необходимо обработать пропиткой. Простейшая пропитка – растительное масло, лучше конечно льняное. Им обрабатывают изделие в несколько приемов. После каждой пропитки изделию дают подсохнуть, затем шлифуют.
На основе льняного масла часто готовят пропиточные составы на травах и корнях (корень дягиля, лопуха, девясила, калгана). Дубильные вещества, содержащиеся в растениях переходят в масло и при обработке дерева укрепляют его поверхностные слои.
Мятное масло
Вот рецепт приготовления мятного масла, которое обладает очень приятным легким ароматом:
100г высушенных измельченных листьев мяты засыпают в стеклянную емкость, заливают 0,5 л растительного масла, взбалтывают и отправляют на 2 недели в темное место. Затем его процеживают и используют.
После дерево обрабатывают восковой мастикой. Простейшая восковая мастика готовится из воска и скипидара в соотношении 2:1 или же масла и воска в соотношении 2:1 (это для пищевых изделий). Вот еще рецепт, как приготовить восковую мастику:
Берем 100г воска, 25 г истолченной канифоли и 50г очищенного скипидара.
На водяной бане расплавляем воск в эмалированной емкости, добавляем канифоль. После растворения воска постепенно добавляем скипидар. Я добавляю еще немного прополиса, он укрепляет дерево и придает дополнительный аромат. Снимаем все с огня, переливаем в жестяную баночку и даем составу остыть. Мастика становится густой и пастообразной:
Ей натирают изделие и втирают куском суконки или шерсти до тех пор, пока ткань перестанет липнуть и появится блеск.
Иногда в мастику добавляют живицу или вишневую камедь.
Помимо пчелиного воска часто используют карнаубский воск, который получают из листьев бразильской пальмы. В жаркое время она выделяет воск, который покрывает поверхность листа и защищает от потери влаги.
Карнаубский воск имеет более высокую температуру плавления, поэтому он устойчивей пчелиного. Но и раза в 3 дороже.
от себя:
Я пробовал для вощения использовать смесь пчелиного воска и пищевого льяного масла.
Нагреваем воск на водяной бане. После того, как воск расплавился — добавляем льяное масло и хорошо перемешиваем.
Пропорции:
Воск-масло 4-1, 2-1 — мастика получается твердая — похожа на твердый воск, но с «жирным» отливом.
Воск-масло 1-4, 1-2 — эта мастика получается в виде полугустой пасты. Чем больше масла — тем более сметанообразной получится мастика. Ее надо хранить в герметичной баночке. Перед использованием залазим в баночку тряпочкой и набрав немного мастики полируем изделие на станке. Эту мастику я применяю для вощения сложных профилей (сметана залазит везде).
Мастика на основе «Воск-масло» — относительно безопасна для «пищевых» изделий (баночки, вазочки под печенье). Почему я называю ее относительно безопасной — просто я считаю, что в наш век аллергии рано или поздно найдется человек у которого Ваше изделие вызовет аллергию. Лично знаю человека с аллергией на льяное масло 🙂
Но следует признать, что компоненты мастики воск и масло — наиболее экологически чистые и годятся для обработки изделий, которые буду соприкосаться с продуктами.
Попробуйте смешать воск с другими маслами — возможно что-то понравиться Вам больше.
Идя дальше — можно настаивать масло перед смешиванием на кореньях и травах (настаивать около 2-х недель).
Ради интереса один раз готовил мастику, настоенную на опилках можжевельника и кореньях — при покрытии липы такой мастикой от нее идет нежный можжевеловый запах (знакомый столяр был сначала озадачен 🙂 ). Также различные травы и коренья часто меняю оттенок покрытого изделия — вообщем, безграничный плац-дарм для творчества.
Льяное масло можно купить во многих аптеках — там оно самое дешевое. Масло, что продается в художественных салонах — я не рекомендую использовать для пищевых изделий.
Воск я предпочитаю покупать «на базаре у бабушек». Один раз купил воск на рынке ( в виде формочек ) — что-то не то.
Также изделия можно покрывать просто куском воска — прикладываете воск к вращающемуся изделию — натираете хорошенько, а потом полируете хлопчатобумажной, шерстяной или льяной тряпочкой до однородного матового состояния. Скажу еще, что не стоит использовать одну и ту же тряпочку для разных составов. Может кто и посмеялся, но один мой знакомый так и делал — одна тряпка для вощения и воском и шеллаком и политурами и еще чем-то еще. Короче потом он долго думал «почему сначало было все красиво, а теперь какая-то фигня». Вещь конечно для многих очевидная .. но у нас ведь сайт для начинающих 😉
wood-turning.narod.ru