Японский сад камней своими руками: фото компазиций, принципы располажения
Украсить дачный участок необычной композицией из природных материалов несложно, но это требует философского подхода и терпения. Такой элемент декора – наследие Востока, часть искусства дзен-буддизма.
Японский сад камней, сделанный своими руками, создаст атмосферу релаксации, гармоничную картинку для созерцания.
О чем говорит история
Символическое значение камня имеет древние корни. Религиозные направления философии дзен-буддизм и конфуцианство наделяют эту часть неживой природы энергетикой, несущей в себе спокойствие, гармонию и безмятежность. В Японии камень стал объектом поклонения. Здесь же и зародилась идея каменных садов.
Сначала небольшие композиции делали при монастырях, храмах для созерцания, медитации. Сегодня это элемент востока в ландшафтном дизайне. Но японцы все еще верят, что такая миниатюра возле дома поможет достичь гармонии с миром, избежать повседневных проблем, суеты.
Философия
В основе каждой детали композиции лежит учение дзен. В нем говорится, что мир такой, каким его видит человек. Сконцентрировав внимание на застывшей картине, можно побыть наедине с природой, услышать свой внутренний голос.
Фото: ландшафтный дизайн в японском стиле
Мастера дзен утверждали, что если долго смотреть на камень, лежащий на песке с начерченными вокруг него волнами, можно увидеть, как он медленно погружается в воду.
Классический вариант садовой композиции из камней создается по принципам фэншуй. В основе его лежат 4 стихии: воздух, земля, вода и огонь. Роль последней стихии могут выполнять декоративные фонари. Если обустроить искусственный водоем нет возможности, альтернативой станет песок с изогнутыми линиями, кругами в виде волн.
Завершают традиционную картину керамические фигуры, ограждения, низкорослые растения. Вблизи располагают беседку в японском стиле или перголу.
При составлении японского сада важно не нарушать симметричность расположения деталей, избегать нагромождения пространства.
Значение камней
Второе название этой части ландшафтного дизайна – карэсансуй. В переводе – сухая вода и горы.
Каждый элемент в отдельности отвечает за какой-то символ:
- мелкая галька, гравий или песок – это вода;
- плоский камень – земля;
- высокий булыжник – небо;
- массивная каменная груда – остров или горы.
В сочетании они символизируют изящество простоты, за счет чего окружающему миру придается другой смысл, происходит анализ ценностей.
Детали композиции
Подбор садовых компонентов проводится очень тщательно, поскольку все части должны гармонировать между собой.
Фото: парк в Японии
Природный камень
Выбор этих элементов проводится с учетом формы, размеров, цвета и фактуры.
Их расположение должно наталкивать на мысль, что поверхностная схема – лишь малая часть картины для созерцания, большая находится внутри.
В японском каменном саду используются вулканические породы:
- гранит;
- туф;
- базальт;
- андезит;
- хлорит.
Фото: композиция из камней
По форме выделяют камни:
- изогнутые;
- плоские;
- низкую вертикаль;
- лежачие;
- статуи.
Японцы отождествляют камень с живым существом и считают, что у него есть лицо, динамика поведения и характер.
Поэтому при создании таких садов дизайнеры различают камни, которые смотрят вверх или вниз, убегают, догоняют, прислоняются.
Фото: сад камней во дворе дома
Чтобы сделать качественную композицию, лучше заручиться поддержкой специалиста. При отсутствии опыта укладка камней может не получиться и будет выглядеть нелепо.
Ограждение
Важный элемент картины. Означает стремление к спокойствию, желание уединиться, поэтому изгородь традиционно делают непрозрачной.
Интересное решение создать ограду из бамбука, веток деревьев, вьющихся растений. Можно аккуратно выложить перегородки из булыжников.
Фонари
Декоративный компонент, отвечающий за освещение сада.
Фото: каменный фонарь
По внешнему виду и предназначению выделяют несколько их типов:
- Икекоми-гата. Считаются скрытыми фонарями. Поток света направляется в землю.
- Тачи-гата. Пьедестальные изделия. Их высота колеблется от 1 м до 3 м. Используются в больших садах. Располагаются в местах приема гостей.
- Оки-гата. Маленькие фонари. Ставят недалеко от дорожки, ведущей к беседке, дому.
- Якими-гата. Фонари с каменным или бетонным основанием. Имеют квадратную или круглую крышу. Чтобы поток света был мягче, корпус делают из матового стекла.
Рекомендуется приобретать фонари из натуральных материалов, чтобы не нарушить гармонию картины. Подойдет пемза, дерево, керамика, камень.
Башни
Это дополнительная часть сада, поэтому такая фигура не должна быть центральной в композиции. В соответствии с этим выбирается и ее размер.
Чаще всего размещается возле тсукубаи – традиционного японского мини-фонтана. Материал – камень. Башня имеет нечетное количество ярусов. Форма – четырех-, шести-, восьмиугольная или круглая.
Тсукубаи
Представляет собой чашу из камня высотой до 30 см. Ранее применялась в Японии для мытья рук перед чайной церемонией. Сейчас выполняет исключительно декоративную функцию. Устанавливают на ровном низком участке.
Вода в чашу поступает по медным, полихлорвиниловым трубам, шлангам, идущим под грунтом.
Фото: каменная чаша наполенная родниковой водой
Если тсукубаи закрепить без дренажной системы, то вытекающая вода сформирует быстрый ручей. В таком случае не стоит размещать изделие высоко – это чревато размытым песком, галькой.
Как разместить камни на участке
Даже при создании простого сада стоит учесть несколько особенностей:
- Все компоненты картины собираются в группы. Это хорошая маскировка отдельных дефектов.
- Предпочтение отдается натуральным камням, которые подвергались воздействию осадков, ветров, перепадов температур. Их округлые черты сделают композицию мягче и проще для восприятия.
- Подбираются элементы, схожие по цветовой гамме.
- Обязательное условие – нечетное количество камней. Их количество должно быть кратно трем, пяти, лучше всего – пятнадцать штук.
- Внутри картины действует принцип триады: по три камня в каждой группе. Важно, чтобы основная группа сочеталась с ландшафтным дизайном, другие – дополняли ее.
- Наличие в композиции точки созерцания. Она выбирается исходя из того, какое время суток владельцы планируют проводить в японском саду. Часто сад располагают так, чтоб она была с северной стороны.
- Гармоничное расположение относительно всего участка.
- Асимметрия компонентов.
- Соблюдение баланса линий. Горизонтально установленных камней должно быть больше вертикальных.
- Контраст свободного и заполненного пространства.
Если детали композиции расположены правильно, то, с какой бы стороны не стоял человек, он увидит все камни за исключением пятнадцатого. В восточной философии считается, что созерцать картину полностью могут лишь избранные, постигнувшие сущность мироздания.
Создание японского сада камней своими руками
Владельцам загородных участков, желающим попробовать силы в организации части ландшафтного дизайна, необходимо запастись терпением и быть предельно внимательными.
Японский сад – стиль оформления ландшафтного дизайна
Гармоничное сочетание человеческого влияния и природных стихий – цель каждого паркового комплекса. Наиболее полно эта гармония отражена в традициях Страны восходящего солнца, поэтому сад в японском стиле пережил столетия перемен и популярен даже сегодня.
Вглубь истории
Первые письменные источники, в которых встречается иероглиф «нива» (сад), относятся к восьмому веку нашей эры. Поначалу этот термин означал некое пространство, без естественных или искусственных оград. Позднее появились рукотворные элементы – ограждения, посыпанные галькой дорожки, малые архитектурные сооружения.
Концепция японского сада связана с живописью. Потрясающие цветовые гаммы садов периода Хэйан совпали со временем возникновения школы ямато-э. Появление буддийских монастырей и храмов пришлось на эпоху самурайства – пышность и декоративность уступили место лаконичности и монохромности, настала эра сухого пейзажа.
Сочетанием несочетаемого отмечен и так называемый чайный сад – еще одно направление японского паркового искусства, которое возникло уже в XVI веке.
Японский сад – принципы создания стиля
Три кита, на которых базируются парковые комплексы храмов и дворцов:
- непременное сочетания воды и камня, символизирующих мужское и женское начало в восточной философии;
- естественность растений, каменных глыб, декоративного оформления;
- асимметричность ландшафта с акцентом на одну или несколько отдельных деталей композиции.
К дополнительным условиям структуры японского уголка относятся наличие открытой площадки, использование сдержанных, гармоничных цветовых оттенков.
Фото: ландшафтный дизайн дачного участка
Стили оформления сада
В современном ландшафтном дизайне выделяют четыре разновидности оформления сада в японском стиле. Эти вариации успешно используются для организации пространства.
- Цубо – маленькая часть двора или дома с открытой крышей.
- Сад камней – площадка с минимумом растений. Создать такой участок несложно, но декоративность оформления будет сравнительно невелика.
- Сад деревьев. Этот ландшафтный комплекс отличается от привычной для нас европейской парковой традиции. Характерная черта – максимальное использование природных растений и форм, а также следование временам года.
- Чайный сад – характеризуется соединением двух типов зеленых насаждений с различным ландшафтом. В тенистых уголках непременно присутствует павильон – ваби, в котором и проходит чайная церемония – тяною.
Рассмотрим каждый из этих зеленых уголков подробнее и выделим принципы их создания.
Цубо
Сад появился в период развития городской архитектуры раннего Средневековья. Само название говорит о миниатюрности ландшафтной композиции – слово «цубо» означает небольшую площадь, 3,3 кв. м.
Такой сад располагают и на крохотных участках двора под открытым небом, и внутри помещений.
Фото классического цубо:
Главная цель разбивки миниатюрного сада – впустить в ограниченное городское пространство свет и природу. Насаждения для зеленого уголка подбирают в зависимости от сторон света. Например, в северной части не садят солнцелюбивые растения, а недостаток цветов компенсируют мхом.
Территорию цубо выкладывают камнями, оставляя для насаждений небольшой клочок земли. В центре композиции – несколько растений, соответствующих стилю здания. Самый простой способ создать такой японский сад на дачном участке – установить фонарь цукубаи, сделать дорожки из «взлетающих камней» – тобииси и гармонично расставить несколько растений.
Пользователи часто ищут:
Недостаток света компенсируют лампами, фонарями или хитроумной галереей зеркал, которые насыщают скучные стены городского дома ярким и теплым солнечным светом. Декоративное освещение станет маленьким штрихом, завершающим композицию цубо.
Сад камней
Это поэтическая интерпретация архаичного мотива – поиска островов вечной молодости и бессмертия. Древние легенды нашли отражение в структуре сада камней. Хотя ландшафтный дизайн не уделяет достаточно внимания японской философии, он продолжает использовать вековые принципы возведения каменных садов.
Для японцев камень никогда не являлся стройматериалом – только объектом поклонения и восхищения. Отголоски культового отношения к каменным глыбам представлены в классических методах расстановки композиций. При создании восточного дизайна валуны размещают следующими способами:
- Гора Хорай – один камень посреди пруда как символ этой далекой вершины.
- Гора Сюми представляет собой композицию из трех камней, расположенных в водоеме или на небольшом возвышении.
- Три драгоценности – метод расстановки, основанный на буддистских традициях.
- Острова журавля и черепахи – повторяют в ландшафте сада народные сказки и предания.
Большое значение придают японцы выбору камней. Поскольку валуны часто используют в группах, важна не форма отдельного предмета, а гармоничность композиции. Дизайн японского сада приветствует вкрапления древних камней, покрытых мхами и лишайниками, с округлыми очертаниями. По верованиям японцев, такие глыбы приносят в дом покой и гармонию, без них невозможно оформить сад в стиле Страны восходящего солнца.
При создании композиции придерживаются четких принципов расстановки камней. Трудность заключается в правильном размещении главного валуна, венчающего весь дизайн ландшафта. Остальные элементы естественным образом обрамляют центральную каменную глыбу, создают миниатюрные композиции, символизирующие острова или горные цепи. Сад в японском стиле дает волю фантазии, но при этом диктует свои правила.
Не принято ставить камни по восходящей или нисходящей линии – японцы не любят искусственной симметрии. Не объединяют в одной композиции речные, горные и морские камни.
Чтобы валуны стояли устойчиво, их прикапывают. Для скрытия дефектов и сколов возле каменной композиции высаживают низкорослый кустарник или траву. Растения для японского сада камней подбирают дикие, скромных цветовых оттенков.
Сад деревьев
Внешний вид этой территории наиболее привычный для европейского взгляда: открытое пространство, водный поток и масса зеленых насаждений. В тенистых уголках произрастают и вечнозеленые, и лиственные деревья – так достигается чередование цветения каждого саженца в зависимости от сезона.
Фото: сад кустарников и деревьев
Удачное дополнение к деревьям – подстриженные кустарники самшита, рододендрона, кизильника и пр. Такие растения при необходимости скрывают стены домов, мусорные контейнеры или компостные сооружения (если сад планируется разместить на даче). И наоборот, оформленные шапки кустарников служат естественным обрамлением вида на речной берег или бескрайнее поле.
Большое значение в саду деревьев отводится декоративным элементам – изгородям, мостам, фонарям, воротам… Как правило, внутренние заграждения делают легкими и воздушными, используя деревянный штакетник или бамбук. А вот внешние заборы выполняют из камней и декорируют черепицей.
Чайный сад
Часть традиционной японской чайной церемонии. Его основное назначение – создать необходимую атмосферу покоя и умиротворенности. Площадь его не велика и имитирует фрагмент горной местности, где селились восточные мудрецы.
В дальнем конце сада располагается хижина для чайной церемонии – тясицу. Это небольшой аскетичный домик, напоминающий жилище мудрецов. И внешний вид, и внутреннее убранство этого строения очень лаконичны. Считается, что только так можно добиться истиной гармонии и настроиться на созерцание.
Сам сад как будто подготавливает человека к церемонии, являясь границей между суетным миром и территорией духовности.
Он оформлен в сдержанном стиле, близком к природному. Растения и камни располагаются в естественном, как бы хаотичном порядке. Освещение должно быть слабым, едва достаточным для того, чтобы видеть путь.
Фото: фонарь из камня
Фонари – непременный атрибут японского сада, используются и для украшения, и для освещения территории. Пон
Мастер-класс смотреть онлайн: Создаем сад Дзен для медитации в миниатюре
Был у меня интересный проект, не сундук или шкатулка, а миниатюрный сад Дзен, или как еще его называют — настольный японский сад для медитации и созерцания. Названий много, но суть у него одна. Заказчик попросил большой размер 50*80 см. Предлагаю вам посмотреть, как я его делала.
Немного теории
Домашние миниатюрные дзен сады стали одним из популярных и доступных средств, способствующих релаксации.
Термин «Дзен» обозначает «прибывать в созерцании». Его цель дать вам «почувствовать мгновение», освобождая от всех жизненных невзгод и страданий. Утверждается, что Дзен является квинтэссенцией Буддизма. Он символизирует воодушевление и безмятежность, способен вселить вам чувство великолепия и уравновешенности посредством созерцания.
Японцы уже много веков используют домашние миниатюрные сады Дзен. Для них это инструмент медитации и духовного роста.
Японский настольный садик состоит из небольшого «подноса» с камнями, песком, миниатюрными граблями и декоративными элементами. Иногда его дополняют небольшие комнатные растения, миниатюрные беседки, здания и мини-храмы. Отличительной особенностью являются минимализм, простота, гармония и баланс.
Каждый делает, так, как считает, нужным его фантазия и его возможности.
Песок, используемый в дизайне, символизирует воду, которая притягивает деньги, а с помощью грабель создаются волны. Камушки символизируют безмятежность и постоянство.
Композиция камней должна быть ассиметричной, отражая естественность природного пейзажа. Их используют в группах по три, с одним большим и двумя меньшими по бокам. Вообще все зависит от вашей фантазии. В уголке пейзажа можно поставить небольшую свечу, которая помогает расслабиться.
Можно высадить растения в мини горшочки и устанавливать в саду, в общем море фантазии.
Нам понадобятся:
- Фанера для домика размер домика 20*13, но вы можете сделать любой.
- Мебельный щит или все та же фанера — для самого поддона сада.
- Палочки, шпажки, можно линейки деревянные, рейки, зубочистки.
- Клей ПВА столяр.
- Рисовая бумага или банановая, тутовая белого цвета, для крыши коричневого, но можно и белую окрасить в коричневый.
- Грунт и краски — коричневая и белая.
- Эпоксидная смола и текстурная паста.
- Мох и сизаль.
- Декоративные миниатюрные элементы.
- Камни и песок.
- Пенополистирол или пенопласт для крыши.
- Акриловый лак.
- Проволока любая для каркаса деревьев и тейп лента любая.
Процесс работы:
1. Сначала из фанеры склеиваем каркас дома и саму основу для сада сделала из мебельного щита 18 мм. Каркас дома покрасила грунтом.
2. Обклеиваем корпус дома белой рисовой бумагой, покрываем лаком. Выпиливаем по размеру рейки. Домик нужно было сделать в восточном стиле.
3. Окрашиваем рейки в коричневый цвет и приклеиваем на корпус дома. Покрываем лаком.
4. Крышу вырезаем из пенополистирола и ее нужно хорошо отшлифовать.
5. Обклеиваем ее рисовой бумагой белого или коричневого цвета, покрываем акриловым лаком.
6. На фото рядом с домиком — это каркас дерева. Дерево сделала из проволоки, обмотала тейп-лентой, окрасила в коричневый. Потом приклеила мох, для имитации кроны деревьев.
7. Пруд сделала из камней, пасты с песком и эпоксидной смолы. На фанерную основы с помощью любой шпатлевки или пасты текстурной выкладываете камни. Можете приклеить сначала изображение на дно.
Когда все высохнет и застынет заливаете эпоксидной смолой и ждете высыхания согласно инструкции.
8. Сделала каркас для беседки и мостик. из шпажек, веточек, сизали.
9. Песок для фотосессии я использовала обычный, морской, для сада Дзен рекомендуется белый, кварцевый.
И самое интересное, все расставить и сфотографировать!
Спасибо за внимание!
Храм Реандзи — какая особенность привлекает к нему туристов?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Храм Реандзи – дзен-буддистский храм Японии, известный по большей части благодаря удивительному саду камней. Наша сегодняшняя статья будет посвящена ему.
Мы расскажем, кем и когда был основан храм, как развивался в дальнейшем, в чем его особенности, что скрыто от взора во время лицезрения сада. А также мы дадим полезную информацию на тот случай, если святыня понравится вам настолько, что непременно захочется оказаться там.
Что же, давайте начнем!
Содержание:
Храм
История
Сад
Полезная информация
Заключение
Храм
Реандзи находится в районе Уке на северо-западе города Киото. Он восходит к направлению буддизма дзен, школе Риндзай, ответвлению Месиндзи. Название переводится с японского как «обитель мирного дракона».
Реандзи построили в середине 15 столетия, а впоследствии он стал одной из главных киотских достопримечательностей, храня традиционное японское наследие. С конца прошлого века он был внесен в каталог Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас сюда стекаются сотни туристов каждый день, большинство из которых хочет посмотреть на сад камней.
История
Изначально на территории современного храма находилось поместье, переходившее по наследству семействам самураев. Последними хозяевами были представители рода Хосогава Фудзивара, а в 15 веке родовое имение перешло генералу Хосогаве Кацумото, жившему с 1430 по 1473 годы. Он желал, чтобы после его смерти на этом месте появился дзенский храм.
В 1450 году, еще при жизни, Кацумото сделал это, позвав в качестве первого покровителя монаха по имени Гитен. В 1467 году началась война Онин, где генерал возглавлял восточные войска, но назад он не вернулся – спустя 6 лет после начала военных действий погиб на поле сражений. Однако после смерти Кацумото «храм дракона» продолжил процветать.
Изображение Хогосавы Кацумото
Война велась в Киото, поэтому многие сооружения и жилые дома выгорели или полностью разрушились, и Реандзи в том числе. Позже бывшее поместье, где уже находилась святыня, перешла буддийскому храму. Во времена расцвета настоятелями были сегун Токугава Иэясу, а также военачальник Тоетоми Хидэеси.
На рубеже 15 и 16 веков на территории появился знаменитый сад камней. В одно время его авторство приписывали мастеру Соами, но позже этот факт подвергался сомнению. Сейчас принято считать, что сад воздвиг неизвестный мастер, но споры на этот счет не угасают по сей день.
За всю историю существования храм претерпевал не одно бедствие в виде пожаров, поэтому, к сожалению, не сохранился в первозданном виде. Сейчас на территории находятся и могилы семерых императоров, правивших в Японии в разное время:
- Хорикава;
- Госандзе;
- Горэйзей;
- Госузаку;
- Итидзе;
- Казан;
- Ута.
До 19 столетия захоронения находились в забвении, но правитель Мэйдзи принял решение о их восстановлении. Сейчас в Реандзи стекается огромное количество посетителей: японцы, иностранцы, дзен-буддисты и представители других конфессий.
Сад
Сад камней – важнейшее достояние Реандзи. Он выполнен в технике «карэ-сансуй», предполагающей использование сухого ландшафта, за что композицию часто называют «Сухой сад». Такие сады частенько используют в оформлении храмов направлений дзен и сингон в Стране восходящего солнца.
Предположительно сад был основан в 1499 году и с тех пор мало изменился. На прямоугольном поле, которое тянется с северной стороны в южную на 10 метров, а с западной в восточную – на 30 метров, установлено 15 камней.
Все камни не были подвергнуты какой-либо обработке, они одного материала и цвета – черного, но разного размера. Они объединены в пять групп: пять, два, три, два и снова три камня.
Остальная часть прямоугольного поля усыпана белым гравием. Специальными граблями на гравийной поверхности высечены тонкие борозды, тянущиеся с востока на запад. Вокруг камней аккуратно высажен зеленовато-бурый мох как обрамление.
Главная тайна сада заключается в том, что с любой точки можно увидеть только 14 камней, в то время как последний, пятнадцатый, непременно прячется за другими. Иногда может показаться, что взору предстали все 15 каменных глыб, но это иллюзия, созданная неправильной формой одной из них.
На сад камней все посетители смотрят только с одной стороны – с веранды возле дома настоятеля, куда можно попасть только через храм. С трех других сторон композиция обнесена забором из глины с добавлением рапсового масла. Такой состав придает стене бежевый цвет, что позволяет обрамлять площадку и в то же время не отвлекать внимание.
По другую сторону храмовой веранды находится так называемый «цукубай» – каменный сосуд для омовения. Он находится настолько низко к земле, что для того, чтобы им воспользоваться, нужно сильно согнуться, тем самым выразив почтенное отношение.
Все камни можно увидеть только сверху. Но настоящие буддисты верят, что это возможно только при достижении Просветления. Символизм сада многогранен, и до сих пор нет единого мнения на счет того, что же олицетворяет такой ландшафт. На этот счет есть несколько гипотез:
- каменные глыбы – горные вершины, гравий – облака;
- камни – острова, гравий – безбрежное море, бороздки – бушующие волны;
- композиция – картина того, как самка тигра вместе с тигрятами переплывает океан;
- определенное положение камней похоже на иероглиф, обозначающий слово «сердце».
Если говорить о том, почему камней именно 15, то наиболее достоверный вариант представляется таким: на Востоке число «15» ассоциируется с совершенством.
Сад камней полностью соответствует философии дзен, расслабляя, сосредотачивая ум, настраивая его на медитацию, единение с природой, познанию себя.
С одной стороны, сад, выполненный из таких природных материалов, как камень, песок, гравий, не изменяется с течением времени, остается постоянной субстанцией. С другой — внешний вид сада меняется в зависимости от времени года, освещения и самого наблюдателя.
При создании сада заложен определенный смысл, который должен познать смотрящий:
- бесконечность Вселенной;
- величие Учителя Шакьямуни;
- безграничность сознания;
- чистота и непорочность.
Есть и другие мнения: например, раз пятнадцатый камень не может увидеть неподготовленный человек, значит, совершенство доступно только Просветленным. Или, глядя на композицию, один человек видит один набор из 14 камней, а другой человек – другой набор. Каждый видит свою реальность, свои камни, и они кажутся ему истиной, но это не значит, что другой человек не прав.
Камни только на первый взгляд расположены хаотично. В действительности их расположение обусловлено законами геометрии, и глыбы вписаны в сложную семиугольную сеть линий, которые пересекаются между собой.
Полезная информация
Существует несколько способов, как добраться до Реандзи из Киото.
1. От станции «Киото» на 101-м или 205-м автобусе до Золотого Павильона – Кинкакудзи, а затем 15 минут пешком или в три раза быстрее на автобусе. Так можно осмотреть Реандзи и Золотой Павильон за один раз.
Золотой Павильон
2. На поезде до остановки «Реандзи-мити», а потом 5 минут пешком.
3. На такси от Киото прямиком до конечной точки – такой способ самый удобный, но в то же время самый затратный.
Заключение
Храм и сад Реандзи – настоящее сокровище Киото. Это не просто объект истории длиной почти в шесть веков, это шедевр японского садового искусства, воплощение философского учения дзен и приятное место для медитации.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы почувствовали умиротворяющую атмосферу храмово-садового комплекса. Если вы хотите узнавать больше нового об удивительном мире Востока, присоединяйтесь — делитесь ссылкой нас статью с друзьями, оставляйте комментарии, следите за обновлениями. Мы будем рады искать истину вместе с вами.
До скорых встреч!
Каменный сад своими руками — статья от пользователя ОБИ Клуба
Каждый дачник пытается сделать из своего участка не только место для жизни и выращивания садовых культур, но и красивую воодушевляющую территорию, которая станет местом для отдыха и восстановления сил. Выбирая экстерьер участка, хозяева дома отдают предпочтение клумбам, альпийским горкам, водоему, любое из этих решений – традиционное и эффективное. Строительство каменного сада на участке – веянье относительно новое, оно только начинает завоевывать свою публику, но люди, выбравшие этот способ индивидуализации участка – не жалеют о нем в дальнейшем. Что такое сад камней, и как правильно его построить, расскажу в сегодняшней статье.
История сада камней
Каменный сад берет свое начало в японской культуре. Как все, что связано с Японией, в появлении сада камней не обошлось без легенды и философии. Так и строительство каждого подобного сада основывается на законах и философии. Сейчас создание сада камней широко распространено далеко за пределами Японии, этим необычным видом украшения пользуются в Европе, Америке и в нашей стране. Легенда появления садов камней связана с бессмертием, или, если быть точнее, с вечным. Однажды человек спас большую черепаху в море, в попытках отблагодарить его, черепаха привела человека на один из островов, на которых жили бессмертные люди. Камни – символы вечного, они не меняют свой внешний вид, устойчивы и непоколебимы. С тех пор камни стали символами спокойствия и безмятежности, пребывание в саду камней дает человеку расслабление, отдых, помогает разложить мысли по полочкам.
Примечательно то, что в Японии на мастера по созданию каменного сада необходимо длительное время учиться, это искусство постигает не каждый, и только избранным дан талант и умение видеть и правильно сочетать камни и другие предметы экстерьера. Хозяева дачных участков в нашей стране не настолько подвержены философскому мышлению, поэтому нам дана возможность создать сад по мотивам настоящего японского сада, сделав участок необычным и привлекательным для ценителей японской культуры или просто желающих отдохнуть гостей.
Каменный сад своими руками
Для создания каменного сада своими руками необходимо тщательно подготовиться, изучить теоретические основы, ну и закупиться камнями.
Создание проекта сада камней
Не бойтесь самостоятельно проектировать будущий сад камней на участке. Сад должен нравится вам и отвечать основным канонам создания каменного сада. На этой работе можно смело сэкономить, не вызывая ландшафтного дизайнера, а погрузившись в процесс самостоятельно. Выберите место для каменного сада на вашем участке: это может быть довольно большая центральная территория сразу возле входа, или небольшой и уютный садик на заднем дворе. Если на участке имеется место, которое не подходит под строительство или посадку культур (например, из-за рельефности или плохого качества почвы), такое место послужит отличной площадкой под японский садик.
Существует несколько правил создания каменного сада, которых необходимо придерживаться, иначе ваш сад станет не более, чем просто грудой булыжников.
- Построение композиции должно осуществляться из одной точки. Смотреть на сад возможно с любых ракурсов, но именно один является центральным. Выбирая точку композиции, подумайте, в какое время суток вы чаще всего бываете в саду, с какой стороны подходите к выбранному участку. По правилам, основная точка композиции каменного сада находится на севере выбранного участка.
- Соблюдайте правило нечетного счета. Крупных камней должно быть нечетное количество. Имеются ввиду те камни, размер которых позволяет их пересчитать.
- Используйте камни разных размеров. По умолчанию принято сочетать в группе по три камня: один крупный и два поменьше. Однако, не старайтесь соблюдать это правило беспрекословно, помните о том, что в природе не существует четких линий.
- Нельзя заполнять все пространство камнями. Сад камней – это совокупность стихий и простора. Между камнями (стихия земли) всегда должно оставаться пространство, засыпанное мелкой галькой (символизирует стихию воды). Его должно быть достаточно, чтобы ощущался простор (стихия воздуха).
- В Японии одним из главных правил является правило семиугольника, в нашей стране это правило редко соблюдается, а зря. Суть правила заключается в том, что сад должен иметь форму семиугольника. Каждый из углов не обязательно наглядно выделять, но именно такая форма предполагает вид на сад с семи разных ракурсов.
- Старайтесь соблюдать принцип натуральности. Камни должны выглядеть и располагаться естественно, никакой краски или неправдоподобных элементов.
- Разрешено располагать камни не только горизонтально, но и вертикально тоже. Но помните два момента: вертикальных камней должно быть меньше, а также убедитесь в том, что каждый вертикальный камень стоит крепко и устойчиво. Нет ничего хуже для философии постоянства, как то, что не дает опоры и надежности.
- Высшее мастерство гуру создания каменного сада в Японии – это такое расположение камней, при котором в каждой точке наблюдения один из камней «исчезает». Конечно же, камень остается на месте, но он «теряется» за другими камнями, становится невидимым. И так в каждой точке, в которой возможно наблюдение за садом.
Пошаговая инструкция
Поскольку сад камней у нашего соотечественника вряд ли будет основываться на философских канонах и правилах исповедуемой в Японии религии, то и формирование сада камней на нашем участке дается хозяевам домов проще. Важно знать последовательность работ, отвечающих за сохранность и длительный срок службы сада, но никак не требованиям высокой культуры.
- Отметьте на участке выбранную для сада камней территорию, используйте для этой задачи колышки и натянутую между ними яркую нитку. Помните, что для создания сада нельзя использовать четкие линии и прямые углы.
- Снимите с участка верхний слой почвы, достаточно 15 см. Удалите сорняки, полейте грунт и оставьте на 10 дней для проверки, не появятся ли новые сорняки. Если нет желания или возможности ждать, обработайте почву гербицидами.
- На дно положите геотекстиль, он защитит композицию сада камней от появления сорняков. Сверху засыпьте всю территорию мелкой галькой или другими выбранными камнями для основы сада.
- Установите камни на свои места согласно плану. Для большей устойчивости перед установкой камня сделайте углубление в гальке, чтобы камень не двигался.
- Полейте обильно гальку водой. После высыхания создайте волны при помощи грабель. Рисунок можно придумать самостоятельно, или вдохновиться фотографиями в интернете.
Обустройство каменного сада
Японский сад камней – это расположенные в определенном порядке камни разных размеров. Однако, важно понимать, что крупные валуны и мелкая галька – это только лишь основа сада камней. Дальнейшее обустройство сада камней – это создание уюта и наполнение территории элементами для отдыха и медитации. Среди популярных элементов каменного сада наиболее распространены:
- Растения для каменного сада. Основное правило – не забывайте, что сад должен состоять из камней, а растения – не более, чем оттеняющее украшение. Используйте низкорослые сорта культур, подойдут пихта, туя, можжевельник, бамбук и многие другие.
- Водоем для каменного сада. В Японии водоему в каменном саду не место, роль водной стихии выполняют нарисованные волны из гальки. Однако, создавая свой собственный сад камней, подумайте и о небольшом прудике неподалеку, в центре которого можно установить фонтан, или смонтировать водопад. Наличие воды добавит саду и находящимся в нем людям спокойствия и умиротворения. А ограждение водоема в виде мостиков сделает сад еще более элегантным и изысканным.
- Скамейки для каменного сада. Еще одно украшение, характерное только для наших регионов, однако, именно лавочка в саду камней напрашивается непроизвольно, ведь каменный сад – это место отдыха и собственных раздумий.
- Освещение в каменном саду. В экстерьер сада из камней отлично впишутся металлические фонари или небольшие led-лампочки, низкие, используемые для подсветки дорожек.
- Дорожки в каменном саду. Из камней среднего размера выложите плавно «текущие» по саду дорожки, чтобы не бояться сбить рисунок каменного сада, проходя с одной его стороны на другую.
Сад камней на дачном участке – это не просто украшение сада, это целое искусство, благодаря которому на вашем участке появится разительно отличающаяся от окружающих участков территория, полная отдыха и расслабления.
05.05.2019
Подписаться на рассылку
Тайна японского «сада 15-ти камней» Реандзи: каждый видит только свои 14 камней
Япония для всего остального мира довольно часто и в наше время остается страной самураев и цветущей сакуры. В северо-западном районе древней японской столицы Киото расположен Рёандзи, так называемый «Храм покоящегося дракона». Первое упоминание об этом храме относится еще к 983 году нашей эры.
«Сад камней» Реандзи в Киото
Памятник японской культуры недалеко от Киото
При храме в начале XVI века был заложен «Сад Пятнадцати камней» — один из самых знаменитых памятников японской культуры. Изюминка этого сада в том, что недостает одного камня. Любому зрителю, пришедшему сюда, кажется, что камней только четырнадцать.
Настоятели храма утверждают, что увидеть пятнадцатый камень может лишь просветленный человек, очистивший свою душу от всего наносного.
Японцы, приехавшие из других регионов, разгадывали загадку со свойственной этому народу скрупулезностью и вниманием, неспешно переходя с одного края на другой, надеясь отыскать недостающий камушек.
Каждый ищет свой 15 камень в волшебном медитативном саду.
Посмотрев телевизионный фильм о «Саде камней», возраст которого не один век, я долго размышляла на эту тему. Меня не покидала мысль найти, в чем же заключается секрет. Если камень отсутствует физически, значит надо искать ответ в другом ключе – философском. Ответ пришел не скоро. Человеческому уму свойственно, если он над чем-то работает, рано или поздно находить решение. В русском языке существуют выражения, которые все знают и у всех на слуху.
Не знаю, есть ли они в японском языке. Если есть, то ключ к разгадке существовал. Это выражения: «Держит камень за пазухой», «Камень на душе». Опираясь на эти ключевые выражения, можно сделать вывод, что садовник-философ имел в виду.
Разгадка «Сада камней» в том, что человек приходит со своим «камнем», который есть у всех грешных на душе.
Камень гордыни, злости, алчности, зависти, трусости, предательства, равнодушия, наглости, хамства, наушничества, злословия, прелюбодеяния, легкомыслия, чревоугодия…
Скрупулезный медитативный уход за садом
Садовник-философ предлагает, находящимся в саду, прибавить свой, находящийся в душе и на сердце. Таким образом, восстанавливается счет камней, задуманный им. А взамен приобрести покаяние, душевную свободу, очиститься от груза, находившегося в тебе и давившего на тебя. Каяться, молиться, обретая себя заново, переродившимся духовно.
«Сад камней» — это Мекка всех людей, у которых сердце и душа обременены тяжелой ношей, которая тянет, сковывает, не дает раскрыться талантам, жить счастливо, радоваться жизни, радовать окружающих. Люди живут в отчаянии. А отчаяние в переводе с арабского означает Иблис – Сатана. Мы живем с Сатаной в душе и сердце.
К несчастью, и творим подобное. Человек за века не изменился по своему генетическому складу. Его можно воспитать только религией, образованием, культурой. Как пророк Магомет, давший учение Корана. Как Конфуций, давший Китаю правила общежития, человеколюбия. Такова ли суть «Сада камней» не знаю. А что думал сам философ-садовник? Или пошутил, чтобы мы поломали головы? Или выпил слишком много сакэ?
Каждый видит в картине художника что-то свое, способный мыслить – также и в музыкальных произведениях. Существует высказывание: «Сколько людей читают Коран, столько же Коранов существует». В наш век люди все чаще растрачивают духовные человеческие качества в обмен на материальные ценности.
Но все оказалось намного прозаичнее…
Подобные сады часто создавались при буддистских храмах. Самый знаменитый из них – сад монастыря Рёандзи, более похожий древний японский театр. В саду растет только мох. С трех сторон сад огорожен, а с четвертой, находятся два ряда лавочек, с которых и нужно рассматривать камни, погрузившись в философскую задумчивость, что для европейцев сделать довольно трудно. Их часто посещает разочарование. И только извечное, присущее туристам «Я там был» немного примиряет их с действительностью.
Только свои 14 камней.
Пройдя через храм, вы спускаетесь на дощатую галерею. Здесь положено сидеть и поэтому с любого места вы видите только четырнадцать камней. Но если задуматься, то философия и заключается в том, что вы видите СВОИ 14 камней. А человек на противоположной стороне скамьи видит СВОИ.
Вероятно, мудрый Соами, легендарный устроитель «Сада Пятнадцати камней», хотел таким образом сказать человеку, что каждый воспринимает действительность тоже по-разному, по-своему. И нельзя утверждать, что именно он видит правильно.
Возможно, сад был задуман как иллюстрация к конституции принца Сётоку, правившего в VII веке. В одной из статей этой конституции было написано: «У каждого человека есть сердце и свои наклонности. Но я не обязательно мудрец, а он не всегда глуп. Мы обычные люди».
Не считайте напрасным посещение этого наполненного буддистской философией места. И если когда-нибудь, вы посчитаете своего собеседника неправым, вспомните о «Саде камней», где каждому видны только свои 14 камней.
Мария Кислитская
Японский дизайн сада камней в стиле дзэн
Главная »Дизайн японского сада камней в стиле дзен — сад камней и камней
Из японского камня и японского сада камней сочетаются бамбуковые ворота, дорожки и заборы. Наш опыт делает акцент на ландшафте японского дзен и садовый дизайн. Камни и камни — это прочный элемент, который придает уникальный внешний вид в дизайне сада камней в Японии. Вместе с японскими мастерами обработки дерева, обрезкой деревьев и кустарников окружающая среда может иметь уникальный естественный вид, имитирующий миниатюрный берег моря, горы или скалистый склон.Все наши конструкции альпинариев экологически чистые и используют экологически чистые садовые материалы и методы.
Японский сад с японским каменным фонарем для завершения дизайна японского сада камней.
Камни, камни и песок создают подлинный японский дизайн сада камней.
Скалы, камни, галька и японский каменный фонарь, использованный для дизайна японского сада камней.
Каменная дорожка ко входу в Японский сад камней.
Каменные дорожки для японского дизайна сада камней.
Дорожка из камней и камней для японского дизайна сада камней.
Дорожка в японском стиле через сад с камнями и камнями для японского дизайна сада камней.
Каменная дорожка из камней и скал для японского дизайна сада камней.
Плоские камни для дорожек и камни, используемые для ограждения в японском дизайне сада камней.
Японский дизайн сада камней с использованием небольших камней.
Альпинарий в японском стиле с камнями для сухого ручья в стиле Японского сада камней.
Японский сад камней с камнями и песком с цукубай в качестве фонтана.
Японский сад камней с камнями и песком с цукубай в качестве фонтана.
Японский сад камней с песком и камнями.
Японский сад камней с камнями и песком с цукубай в качестве фонтана, а также каменным фонарем.
Небольшой японский сад камней через дорожку.
Большие камни на краю дорожки в японском дизайне сада камней.
Большой заостренный камень придает драматический вид в японском дизайне сада камней.
Дорожка в японском стиле со скалами и камнями в японском дизайне сада камней.
Сад японского чайного домика с камнями, камнями, песком с хорошей обрезкой деревьев в дизайне сада камней дзен
Сад камней в стиле японского чайного домика с песком, имитирующим море в японском дизайне сада камней.
SEATTLE, BELLEVUE, KIRKLAND, RENTON и REDMOND (WA) Вашингтон, штат Вашингтон, является основным регионом японского дизайна садов камней и каменных садов с каменными и каменными украшениями, а также услугами строительных строителей.
Бесплатные оценки только в районе Пьюджет-Саунд. В случае исключения звоните или пишите нам в удобное для вас время.
Самые красивые сады Японии: Токио, Киото и за его пределами
В своих лучших проявлениях японские сады — это места для созерцания, укрытия от безумия современной жизни за ее пределами.
Но для краткосрочного посетителя Японии решение, какой сад посетить, может быть непростым делом.
В худшем случае заканчивается попыткой «сделать» как можно больше в течение нескольких дней, что обычно приводит к тому, что все размывается в один сад в вашей голове. Поверьте, это неприятный способ вспомнить свой отпуск.
Противоядие от «огородничества» — это тщательно выбирать сады. Уделите много времени некоторым из них, тихо наблюдая, позволяя проникнуться их качествам.
Куда же вам пойти? Чтобы помочь вам определиться, мы составили небольшой список прекрасных садов в Токио, Киото и других частях Японии. Некоторые из них довольно известны, другие — относительно скрытые жемчужины.
Краткий список лучших садов Японии:
Киотские сады
1. Гинкаку-дзи (Серебряный павильон)
Гинкаку-дзи, или Серебряный павильон, задумывался как частная вилла в 15 веке. Здесь есть что посмотреть: Море Серебряного Песка, названное так из-за его появления в лунном свете; очаровательно названный фонтан омывающей луны; пышные, поросшие мхом предгорья; и постоянно меняющиеся цветы и деревья в любое время года.
Его статус объекта всемирного наследия привлекает миллионы посетителей, но он по-прежнему сохраняет свое очарование. Секрет в том, чтобы посетить его, когда он открывается в 8:30, до того, как близлежащие магазины начнут продавать свои товары.
2. Кацура Рикю (Императорская вилла Кацура)
Если вы посетите хотя бы один «труднодоступный» сад в Киото, сделайте его Кацура Рикю. Первоначально построенный для императорской семьи, он считается одним из лучших существующих японских садов и архитектуры.Зеркальные пруды, деревья и кусты идеальной формы, извилистые тропинки — в этом обширном поместье есть что удивить и порадовать на каждом шагу.
Посещение Кацура Рикю требует участия в бесплатном туре, полностью проводимом на японском языке. При подаче заявки вам понадобится паспорт; места для экскурсий ограничены и быстро заполняются. Доступны аудиогиды, но я предпочитаю любоваться видами, не обремененными постоянной болтовней в ухе.
3. Сайхо-дзи (Кокедера, храм мха)
В большинстве западных стран мох — это то, что нужно искоренить в садах.Здесь, в Японии, его принимают и активно культивируют. В Киото нет лучшего места для любителей мха, чем Сайхо-дзи.
Представьте себе пышные бархатные одеяла из мха всех оттенков зеленого, покрывающие каждый холм и каждый камень, которые вы видите. Листья шелестят на ветру в кедрах и кленах вокруг вас, а воздух прохладный, свежий и живой, наполненный дыханием мха. По возможности принесите увеличительное стекло, чтобы рассмотреть мох поближе.
Сайхо-дзи — непростой храм. Бронирование должно быть сделано в письменной форме с помощью обратной открытки и может быть отправлено только по адресам в Японии.Но в зависимости от того, где вы остановились в Киото, хорошие консьержи могут вам помочь. Сайхо-дзи, вероятно, лучше всего посещать в июне и июле, в теплый сезон дождей.
Вид изнутри Тенрю-дзи осенью (фото 8ware CC BY)4. Тенрю-дзи (Храм Небесного Дракона)
Тенрю-дзи начал свою жизнь как частная вилла в период Хэйан, что сделало ее одной из самые старые храмы, сохранившиеся в Киото. Его особенно любят осенью за потрясающий вид на центральный пруд, окруженный кленами, а перед прудом стоят стулья, где можно сидеть и созерцать.Конечно, на обширных территориях Тенрю-дзи есть что исследовать и увидеть — например, пруд с лотосами, который полностью цветет в июле.
Удачным бонусом на территории храма является ресторан Shigetsu, где подают отличные дзен-буддийские вегетарианские блюда. Если у вас всего одна порция еды shojin ryori в Киото, это отличное место, чтобы поесть.
Ключ к тому, чтобы избежать неизбежного скопления людей в Арасияме, — это уйти пораньше, в идеале до того, как туристические автобусы сойдутся в этом районе.Попробуйте посетить Tenryu-ji в 8:30, когда он откроется.
5. Дайтоку-дзи
Этот храм Риндзай Дзэн недалеко от очаровательного района Нисидзин начинает видеть наплыв посетителей, выходящих за рамки обычных групп японцев-пенсионеров, и не зря. Его история увлекательна (см. Трагический конец, постигший чайного мастера Сен-но Рикю), а также его многочисленные подхрамы, в которых расположены величественные сады в различных стилях.
Кото-ин — безусловно, самый популярный подхрам, особенно осенью, из-за его кленовых деревьев, обрамляющих вход.В другое время года здесь невероятно мирно — здесь можно почти заснуть на татами.
В то время как Дайсен-ин с его литературным каресансуи (сад камней), доступностью англоязычных комментариев и харизматичным священником является популярным подхрамом среди посетителей и его очень стоит посетить, мне лично нравится Дзуихо-ин . В целом, здесь меньше посетителей, поэтому здесь можно спокойно созерцать.
Узнайте больше о лучших храмах и святынях Киото.
Tokyo Gardens
1. Сад музея Nezu
Музей Nezu хорошо известен своей архитектурой (потрясающий образец работы Кенго Кума) и качеством своей частной коллекции произведений искусства. Меньше людей приезжают сюда специально из-за великолепного ландшафтного сада, расположенного в небольшой долине. Это очень подходит большинству из нас, так как это относительно тихий побег от городского безумия Токио — особенно в будние дни!
Этот сад наиболее популярен в мае, когда ирисы уже полностью цветут.Но, честно говоря, его стоит посетить в любое время года.
2. Shinjuku Gyoen
Поклонники Makoto Shinkai знают о Shinjuku Gyoen как о декорации для The Garden of Words , пышно анимированной визуальной дань уважения дождю во всех формах и формах. Это точно так же красиво, как и предполагает фильм.
Было бы жаль посещать Синдзюку Гёэн только ради цветения сакуры. Посещение дает вам доступ к разнообразным садам на огромном участке земли.
Для начала, здесь есть просторный, красиво ухоженный японский сад с небольшой рекой, протекающей через него, английский ландшафтный сад, формальный сад во французском стиле, полный роз, и теплица, изобилующая удивительными папоротниками и другими субтропическими / тропическими растениями.И все это за ничтожные 200 йен в самом центре Синдзюку!
3. Сады Киёсуми Тэйен
Хотя это немного дальше к востоку от Токио, чем мне хотелось бы, Киёсуми Тэйен — один из моих любимых садов в Токио.
Весной особенно весело наблюдать здесь за птицами и наблюдать за головастиками, извивающимися в воде пруда. Принесите обед для пикника в вишневую рощу, в которой есть несколько столов специально для этой цели, и заклинание на скамейке с видом на центральный пруд, желательно с хорошей книгой в руке.
4. Koishikawa Korakuen
Один из старейших садов для прогулок в Токио, Koishikawa Korakuen — один из наиболее традиционных, формальных садов, которые вы найдете в городе. Его визитная карточка? Потрясающие клены отражаются в пруду в разгар осени.
Есть множество известных китайских и японских пейзажей в миниатюре, с использованием камней для изображения гор и т. Д. С точки зрения планировки и впечатлений от сада, он может показаться немного предписывающим: его сеть пешеходных маршрутов приведет вас к ряду предписанных точек обзора вокруг сада.Если ваша лодка плывет, отлично; если нет, то все еще довольно весело бродить.
5. Сады Хама Рикю
Большой сад в японском стиле, окруженный высокими небоскребами, посещение Хама Рикю дает вам забавные контрастные виды зеленого и серебристого цветов. Довольно необычным здесь является пруд с морской водой, уровень воды в котором меняется с приливом.
Но лучшая причина для посещения — это то, что это самая красивая зеленая зона рядом с внешним рынком Цукидзи, и вы не сможете превзойти прогулку по саду после того, как съедите суши на завтрак.Чашка матча в чайном домике станет отличным дижестивом после завтрака.
Сады по всей Японии
1. Окаяма Коракуэн (префектура Окаяма)
Коракуэн, считающийся одним из трех самых красивых садов Японии, является визитной карточкой города Окаяма. Хотя красота субъективна, трудно спорить с этим обозначением, особенно после часа или двух, исследуя окрестности.
Немногие другие ландшафтные сады имеют хорошо сохранившийся замок, вырисовывающийся вдали, и такие просторные лужайки — на последний, скорее всего, повлияли идеи садоводства с Запада.Его обязательно нужно посетить, если вы окажетесь в Окаяме во время путешествия.
2. Кенрокуэн, Канадзава (префектура Исикава)
Как и большинство прогулок в Японии, Кенрокуен великолепен в любое время года. Тем не менее, это один из немногих, который любят именно за зимний пейзаж, то есть за вид юки-цури , распространенный в Канадзаве.
Веревки, прикрепленные к бамбуковым шестам между деревьями в Кенрокуене, служат дополнительной опорой для ветвей, предотвращая их разрыв под тяжестью сильного снега.Контраст белого снега, тонкой сети золотисто-желтой веревки и вечнозеленых сосен просто потрясающий.
Пейзажный сад в Художественном музее Адачи в Мацуэ, Япония (фото Peachykeen103 CC BY)3. Художественный музей Адачи, Мацуэ (префектура Симанэ)
Не многие сады могут претендовать на звание лучших в Японии, но эта пятерка — Пейзажный сад площадью гектаров носит это звание — присвоенное ему Журналом японского садоводства — неоспоримо с 2003 года.
Прогулка по садам здесь похожа на изучение японской картины изнутри.Действительно, весь ландшафт плотно скомпонован, и каждый элемент тщательно поддерживается — ни единого листа не на своем месте от каждого куполообразного куста, ни пятнышка гравия за пределами его моря серебристого песка. Сад со стороны музея выглядит устрашающе идеальным свитком с картинками!
4. Исуиен, Нара (префектура Нара)
Расположенный недалеко от Киото, Нара, безусловно, может быть переполнен туристами. Но в нескольких минутах ходьбы от толпы в Тодай-дзи вы попадете в красивый, спокойный Исуиен, сад в японском стиле.
Строго говоря, это два отдельных сада, объединенных в один. В палисаднике есть вилла и чайный домик, а в задней части — прогулочный сад, окруженный прудом. Но что еще более важно, это заманчивый и очень необходимый побег от толпы поблизости.
5. Мифунэяма Ракуэн (префектура Сага)
Префектура Сага не стоит на первом месте в списке туристических направлений, но она должна быть только для Мифунэяма Ракуэн.
Этот сад больше похож на огромный парк, расположенный на склоне горы, прямо изображенной на китайском пейзаже.В сезон азалии склон горы украшен оттенками белого, розового и малинового. Если вы остановитесь в одном из двух роскошных реканов у подножия Мифунэямы, тем лучше (узнайте больше о реканах в Японии).
Бонус: Парк Глициний Асикага (префектура Тотиги)
Расположенный недалеко от Токио, это, строго говоря, не японский сад. Но мало что может быть более волшебным, чем прогулка по туннелям из лаванды и барвинка глицинии.
Как получить максимум удовольствия от посещения сада?
Несколько советов: вставайте пораньше и посетите до того, как соберется толпа, особенно если это объект всемирного наследия. По возможности найдите место, где можно присесть и полюбоваться видом. Делайте это медленно, пока идете. Уберите камеру на мгновение. Сделайте вдох и позвольте саду проникнуть в вас.
Дополнительная литература о японских садах
Ниже приведены отличные книги экспертов в области японских садов:
Японские сады: элементы сада
В японских садах используются такие элементы, как пруды, ручьи, острова и холмы, для создания миниатюрных копий природных пейзажей.Ниже приведены некоторые из наиболее часто используемых элементов:
Камни, гравий и песок
С древних времен камни играли важную роль в японской культуре. В синтоизме большие камни почитаются как ками, а гравий используется для обозначения священных земель, как это видно в некоторых древних святилищах, таких как святилища Исэ или святилище Камигамо в Киото.
В современных садах большие камни символизируют горы и холмы, расставляют декоративные акценты и служат строительным материалом для мостов и дорожек.Более мелкие камни и гравий используются для выстилки прудов и ручьев. Между тем, сухие сады полностью состоят из камней, причем более крупные камни символизируют горы, острова и водопады, а гравий и песок заменяют воду.
Древняя песчаная структура в святилище Камигамо (слева) и сухой сад в Дайсенин Дайтокудзи (справа) Обсыпанный песок в Гинкакудзи (слева) и выстланный галькой пруд в замке Сумпу (справа) Храм Тофукудзи (слева) и крупнейший в Японии сад камней в храме Конгобудзи на Коясан (справа) Большие, красивые или необычные камни считались символами статуса (замок Нидзёдзё)Пруды, ручьи и водопады
Пруды являются центральным элементом большинства садов и часто представляют собой настоящие или мифические озера или моря.Иногда они служат местом обитания карпов (кои), которые придают саду дополнительный цвет и жизнь. В сухих садах пруды, ручьи и водопады символизируются гравием, песком и вертикальными камнями.
В садах рекреационного типа пруды могут использоваться для катания на лодках или отдыха в павильонах, построенных над водой, или с площадей и набережных на берегу, которые в прошлые века часто служили местом для аристократической поэзии или вечеринок с видом на луну.
Карп обычно водится в прудах (Коракуэн) (слева) и в храме Ниннаджи (справа). Потоки Кинкакудзи питают большие пруды в храме Моцудзи (слева) и в водопаде Кэнрокуэн (справа) в Гинкакудзи (слева), а гравийный гравий представляет бурное море в Дайтокудзи Дзуйхоин (справа ) Пруд в стиле чистой земли в храме МоцудзиОстрова и мосты
острова — еще один давний компонент японских садов, размер которых варьируется от одиночных каменных обнажений до крупных островов, достаточно больших, чтобы поддерживать здания.Они часто представляют собой настоящие острова или имеют религиозный символизм, например, те, которые построены в виде черепах и журавлей, символов долголетия и здоровья, или Хораи, священной мистической горы в даосизме.
Мосты — еще одна общая особенность, которая используется для соединения островов и пересечений ручьев или прудов. Они построены из камня или дерева и различаются по сложности: от простой плиты из необрезанного камня, уложенной поперек ручья, до сложных покрытых деревянных конструкций, простирающихся более чем на десять метров.
Большие пруды часто имеют высокие арочные мосты в китайском стиле, по которым могут проходить лодки (Коракуэн) Крытый деревянный мост в Хэйан Дзингу (слева) и мост в Императорском дворце Сенто (справа) Каменный мост в Рикугиен Деревянный зигзагообразный мост в Коракуэн (слева) и каменный острова посреди моря гравия в Рёандзи (справа) Уникальный мост из кораллов в Сикинаен на ОкинавеРастительность
В японских садах используются деревья, кусты, газоны и всевозможные цветы.Такие растения, как клен и вишня, часто выбираются из-за их сезонной привлекательности и умело размещены, чтобы подчеркнуть эти характеристики. И наоборот, сосны, бамбук и сливы особенно ценятся за их красоту в зимние месяцы, когда другие растения переходят в спячку. Мхи также широко используются, и только в одном Кокедере встречается более сотни видов.
В садах аккуратно высажены растения, имитирующие природу, и прилагаются большие усилия, чтобы сохранить их красоту.Деревья, кустарники и лужайки тщательно ухожены, а нежный мох очищается от мусора. Зимой солома, мешковина и веревки используются для изоляции и защиты деревьев и кустарников от замерзающего снега, а соломенные обертки защищают от заражения насекомыми.
Ухоженные кусты в Художественном музее Адачи (слева) и клены в Койсикава Коракуэн (справа) Сосны и вишни в Синдзюку Гёэн (слева) и бамбуковая роща в храме Кодайдзи (справа) Статуи, покрытые мхом, в Санзенине (слева) и различные мох на выставке в Гинкакудзи (справа) Зимние растения в RikugienHills
В больших садах, особенно в прогулочных садах периода Эдо, используются большие искусственные холмы.Холмы могут представлять собой настоящие или мифические горы, а на некоторые можно подняться и иметь смотровую площадку, откуда посетителям открывается панорамный вид на сад.
Холм, представляющий гору Фудзи в парке Суйдзэндзи Вид с искусственного холма в центре РикугиэнФонари
Фонари бывают разных форм и размеров и на протяжении всей истории были обычным элементом японского садового дизайна. Обычно они сделаны из камня и размещаются в тщательно отобранных местах, например, на островах, на концах полуостровов или рядом со значительными зданиями, где они обеспечивают как свет, так и приятную эстетику.Фонари часто сочетаются с водоемами (подробнее см. Ниже), которые вместе составляют основной компонент чайных садов.
Вырезанный каменный фонарь в святилище Симогамо, снежный фонарь в Кенрокуэн и фонарь на пьедестале в Рикугиэн Захороненный шахтный фонарь во дворце Сэнто Ряд фонарей на пьедестале в Саймёдзи (слева) и неразрезанный фонарь на пьедестале в саду Ёсикиэн (справа)Бассейны с водой
Во многих садах есть каменные бассейны для воды (цукубай), которые используются для ритуального очищения, особенно перед чайными церемониями.Раковины варьируются от простых углублений в необрезанном камне до сложных резных каменных творений и обычно снабжены бамбуковой ковшом для черпания воды. В наши дни они часто служат скорее декоративным дополнением, чем практическими целями. Водные бассейны являются неотъемлемым элементом чайных садов и часто сочетаются с фонарями.
Каменный фонарь и бассейн с водой в бассейнах Уракуэн (слева) и Котоин (справа) в храме Тусонджи и храме Рёандзи Вырезанный каменный бассейн в храме Дзоджаккодзи в АрасиямеПути
Дорожки стали неотъемлемой частью японских садов с появлением прогулочных и чайных садов.Прогулочные сады представляют собой круглые дорожки, построенные из ступеней, дробленого гравия, песка или утрамбованной земли, которые тщательно предписаны, чтобы привести посетителей к лучшим, хотя и контролируемым, видам сада. Извилистые дорожки также служат для разделения различных участков, таких как изолированная роща или скрытый пруд, друг от друга, чтобы их можно было рассматривать индивидуально.
Земляные тропы ведут через Коракуэн Различные каменные тропы в Котоине (слева), Киёсуми Тейен (в центре) и Императорской вилле Сугакуин (справа) Каменная тропа через пруд дракона Хэйан ДзингуЗдания
Многие типы садов были построены так, чтобы их можно было рассматривать изнутри здания, например дворца, виллы или храма.Напротив, в садах, предназначенных для входа и наслаждения изнутри, используются здания как часть композиции сада, включая павильоны, чайные домики и гостевые дома.
Сад Шосейэн Хигаси Хонгандзи Рицурин Коэн (слева) и Императорская вилла Кацура Рикю (справа) Знаменитая чайная Джоан в храме Уракуэн Энкодзи (слева) и павильон в Кэнрокуэн (справа)Заимствованные декорации
Заимствованные декорации (шаккей) — это концепция интеграции фонового ландшафта вне сада в дизайн сада.Как природные объекты, такие как горы и холмы, так и искусственные сооружения, такие как замки, можно использовать в качестве заимствованных декораций. В наше время небоскребы стали (обычно) непреднамеренно заимствованными декорациями для некоторых городских садов.
Тенрюдзи позаимствовал пейзаж гор Арасияма (слева), а Рицурин Коэн — фон горы Шиун (справа). Коракуэн включает в себя близлежащий замок Окаяма в качестве заимствованного пейзажа. Заимствованный фон небоскреба Хамы Рикю не был частью оригинального дизайна сада, но он завораживает.Гаага — Японский сад в парке Клингендал
Японский сад расположен в парке Клингендаль.В саду растут редкие деревья и растения. Поскольку сад довольно старый и хрупкий, он открыт только 8 недель в году. Из-за мер по сдерживанию коронавируса в этом году сад закроют.
Время работы
В этом году сад закрыт из-за коронавируса.
Расположение
Landgoed Clingendael, Wassenaarseweg. Спланируйте свой маршрут на Google Maps. Следуйте указателям на Japanse tuin в парке.
Доступ
Посещение Японского сада бесплатное.
Правила защиты сада
Поскольку японский сад чрезвычайно хрупок, существует несколько правил для его защиты:
- Запрещено: собаки, коляски или детские коляски и электрические устройства передвижения, такие как самокат.
- У вас есть инвалидная коляска? Затем вы можете посетить меньшую часть сада. Есть отдельный вход со специальным укороченным маршрутом через сад.
- Много ли посетителей? Иногда вам, возможно, придется подождать снаружи, прежде чем вас допустят в сад.Количество посетителей в саду ограничено.
- Если погода плохая, сад можно временно закрыть, например, во время сильного дождя.
Особая атмосфера
В саду царит неповторимая и особенная атмосфера. Отчасти это связано с красивым моховым покровом. В саду также есть красивые и редкие растения и деревья. Весной можно полюбоваться азалиями, рододендронами и японской вишней.