МИНИМАЛИЗМ это что такое МИНИМАЛИЗМ: определение — Философия.НЭС
МИНИМАЛИЗМ (minimal art — англ.: минимальное искусство)
— худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для М. характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный заранее рез-т процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, М., интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.
М. возник в США в пер. пол. 60-х гг. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизме (см.: дада), абстракционизме, формалистической амер. живописи к. 50-х гг., поп-арте. Непосредств. предшественником М. является амер. художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 Термин «М.» принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М. Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы — «прохладное искусство», «АБВ-искусство», «серийное искусство», «первичные структуры», «искусство как процесс», «систематич. живопись». Среди наиболее репрезентативных минималистов — К. Андре, М. Бочнер, У. Де Ма-риа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как «специфич. объект», отличный от классич. произведений пластич. искусств. Самостоят, роль играет освещение как способ создания минималистских худож. ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.
Идея концептуальной предопределенности творч. процесса в М. получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно-временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно амер. течениям антиформы, саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 60-х гг.
Лит.: Wollheim R. Minimal Art // Arts Magazine. 1965. January; Battcock G. Minimal Art. A Critical Anthology. N.Y., 1968; Art Minimal I. De la ligne au parallelepipede. Bordeaux, 1985; Art Minimal II. De la surface au plan. Bordeaux, 1986; Baker K. Minimalism. Art of Circumstance. N.Y., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1&art contemporain depuis 1945. P., 1989.
Н.Б. Маньковская
Оцените определение:
Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия
Минимализм
minimal art — англ.: минимальное искусство. худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для М. характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный заранее рез-т процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, М., интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе. М. возник в США в пер. пол. 60-х гг. Его истоки — в Конструктивизме, супрематизме, Дадаизме, абстракционизме (см. Абстрактное искусство), формалистической амер. живописи к. 50-х гг., Поп-арте. Непосредств. предшественником М. является амер. художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 серию “Черных картин”, где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 Термин “М.” принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М. Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы — “прохладное искусство”, “АБВ-искусство”, “серийное искусство”, “первичные структуры”, “искусство как процесс
terme.ru
МИНИМАЛИЗМ — это… Что такое МИНИМАЛИЗМ?
(minimal art — англ.: минимальное искусство)
худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для М. характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный заранее рез-т процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, М., интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе. М. возник в США в пер. пол. 60-х гг. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизмеН.Б. Маньковская
Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
dic.academic.ru
Минимализм в интерьере: вся правда о стиле
Минимализм в дизайне интерьера, вопреки распространенному мнению, – это не когда мало. Минимализм – это когда достаточно. А еще комфортно, функционально и красиво. Звучит заманчиво, правда? Давайте познакомимся с направлением поближе.
История минимализма в архитектуре и дизайне интерьера
Минимализм как течение окончательно сформировался во второй половине XX века. Он пришел на смену излишне декоративному стилю модерн, который после Второй мировой войны вызывал негативные ассоциации с буржуазным обществом. Изменились также темп и стиль жизни – люди устремились к простоте и надежности.
У истоков минимализма стоит японский стиль, проникший в Западную культуру после войны. Немаловажно влияние конструктивизма. Главные принципы этих течений – строгость, геометризм и соответствие внешнего облика здания его функциям.
Большую роль в возникновении и формировании минимализма сыграл “Стиль” – зародившееся в Нидерландах общество художников. Оно заложило основы будущего течения.
Говоря об истории минимализма в дизайне и архитектуре, нельзя не упомянуть немца Людвига Мис ван дер Роэ. Он стремился максимально упростить внешний облик здания, освободить пространство. Главным девизом его творчества было “Меньше – лучше”.
Минимализм: основные черты стиля:
использование натуральных материалов
много свободного пространства
функциональная мебель
геометричность форм
закрытые системы хранения
монохромная цветовая гаммабольшие окна
скрытые источники света
отказ от лишнего декора
Материалы
В минимализме предпочтение отдается натуральным материалам: камень, дерево, кожа, ткани из льна и др. Зачастую их не обрабатывают, делая акцент на грубой фактуре (кирпич, бетон, штукатурка).
Использование металла делает интерьер более современным – выгодно смотрятся металлические ножки стульев, столешницы, стойки стеллажей.
Не исключено соседство натуральных материалов с искусственными. Главное – найти между ними баланс. Особое внимание уделяется сочетанию глянцевых поверхностей с полированными, а деревянных – с пластиковыми.
Оформление потолков, стен и полов в минимализме
Потолок в стиле минимализм не предполагает никаких сложных конструкций. Самое простое решение – покрыть его краской.
При отделке стен используют бетон, стекло, натуральный камень с ярко выраженным рельефом. Можно облицевать их фактурной штукатуркой или оклеить однотонными обоями без рисунка. Несмотря на красноречивое название стиля, вариантов много.
Пол оформляют с помощью ламината, паркета или керамогранитной плитки. Правила те же: отсутствие рисунков и орнамента, нейтральные оттенки, однотонные материалы.
Мебель
В идеальном интерьере в стиле минимализм мебель занимает лишь 20% пространства. Ее главные особенности – геометричность форм, простые натуральные материалы и функциональность.
Сочетание в одном предмете мебели нескольких функций (диван-кровать,стол-трансформер) помогает не захламлять пространство. С этой же целью помещение часто оборудуют встраиваемой техникой.
Большое внимание уделяется системам хранения. Лучше всего, если они скрыты – на виду остаются лишь несколько действительно стоящих вещей, отражающих индивидуальность хозяина. Например, идеальным решением для спальни будет просторный шкаф-купе, незаметно вмонтированный в стену.
Цветовая гамма
Ранее мы отметили, что у истоков минимализма стоит японский стиль. Поэтому их цветовая палитра схожа. Преимущественно используются белый, светло-серый, бежевый и коричневый оттенки: они наполняют пространство светом.
Для создания гармоничного интерьера в стиле минимализм дизайнеры используют только два или три основных оттенка. Излюбленным цветом остается белый. Его можно эффектно разбавить с помощью черных поверхностей, графического серого цвета или ярких акцентов.
Освещение
Много внимания уделяется естественному освещению. Большие незашторенные окна – отличный способ создать просторное воздушное пространство. В крайнем случае используют горизонтальные или вертикальные жалюзи.
Что касается искусственного освещения, желательно, чтобы источники света были скрыты. На помощь придут софиты, многоуровневые потолки с подсветкой и т.д. Возможно использование лаконичных светильников, торшеров или люстр простой геометрической формы.
Декор
Отказ от лишнего декора – одна из главных черт стиля. В нем нет места статуэткам, подушкам и другим милым безделушкам, на которых невольно останавливается взгляд. Исключение составляют два-три лаконичных предмета и картины соответствующего стиля в простых рамках.
В качестве необычного декора можно рассмотреть панорамный или подвесной камин, конструкция которого позволяет видеть пламя с разных сторон. Он гармонично впишется в минималистичную гостиную.
Текстиль
Текстиль почти не используют. Это касается даже оконных штор. В крайнем случае окна прикрывают жалюзи, римскими шторами или японскими панелями. Исключением остается спальня, в ней можно разложить однотонные покрывала и подушки, а на пол постелить мягкий ковер с длинным ворсом.
Японский минимализм
Как мы уже отметили, идеи минимализма пришли в Европу из далекой и загадочной Японии. В это стране с особой созерцательной философией и частыми землетрясениями люди придумали легкие и мобильные жилища, фактически созданные из бамбука и бумаги. Их было легко переносить и восстанавливать. Плюс, таким конструкциям не угрожали подземные толчки.
Высокая плотность населения заставила стремиться к открытым пространствам, а любовь к природе и солнечным лучам помогла создать в доме мягкое, рассеянное освещение без ярких акцентов.
Чтобы создать интерьер в стиле японского минимализма, освободите пространство по максимуму, а для зонирования используйте легкие перегородки и ширмы. Мебель в таком интерьере должна быть невысокой и без лишнего декора.
Скандинавский минимализм
На возникновение еще одной вариации стиля минимализм повлияли северный климат и нехватка солнечного света. Суровые шведы, финны и датчане уже в XIX веке начали отдавать предпочтение просторным помещениям в светлой цветовой гамме.
Скандинавский минимализм, пожалуй, самая уютная разновидность этого стиля. Здесь будут уместны комнатные цветы, мягкие пледы и подушки.
Минимализм = хай-тек?
Стиль хай-тек – ультрасовременное проявление идей минимализма. Он возник в 1970-х годах в Великобритании, когда оформление производственных помещений с выставляемым напоказ промышленным оборудованием переросло в самостоятельное течение.
Главное отличие от стиля минимализм – дизайнерское переосмысление передовых технологий и использование только современных материалов. Функциональность – вот что стоит здесь на первом месте.
Если вы хотите соединить минимализм и хай-тек, в качестве декора используйте технические элементы: всевозможные крепежи, трубы, металлические детали и заклепки. Все последние достижения техники также выставляйте напоказ.
Минимализм сегодня
Сегодня минимализм – скорее философия, мировоззрение. Спасаясь от ускоряющегося темпа жизни, современный человек стремится создать незахламленное светлое пространство, полное спокойствия и гармонии. Интерьер в стиле минимализм справляется с этой задачей на отлично.
legko.com
2. Минимализм. Свойства. Отличия. Мастера. Примеры.
Минимализм (англ. minimalism от лат. Minimus — наименьший) — стиль в дизайне, характеризующийся лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов (черный, серый) и малых объемов. Истоки минимализма лежат в конструктивизме и функционализме.
Общая характеристика стиля Минимализм
Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера.
Минимализм — самый яркий и самый спорный стиль второй половины XX века.
Особенности стиля Минимализм
Возникнув на базе стиля Хай-тек как его разновидность более приспособленная для повседневной жизни и деловой обстановки офиса, стиль Минимализм является одним из самых популярных стилей современных интерьеров. Отличает его от чистого Хай-тека то, что тут уже нет открыто расположенных труб и арматуры. Основной акцент делается на материал, фактуру и форму предметов интерьера. Материалы, применяемые при создании таких интерьеров – это сталь (хромированная и нержавеющая), стекло, различные пластики, керамика, искусственный и натуральный камень, полированное и фактурное дерево. Стиль отличает наличие большого числа плоских поверхностей, на которых хорошо видна игра фактуры материала и света. Предметы интерьера имеют простые формы, без орнаментов и всяческих украшений, они имеют тщательно выверенные цвет, пропорции и формы самих предметов интерьера.
Японский минимализм
Одной из самых популярных этнических разновидностей минимализма является японский минимализм.
Здесь часто используют перегородки-ширмы, тканевые или деревянные жалюзи, соломенные циновки и лаконичные аксессуары — букеты-икебаны, статуэтки, скульптура. Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок с матовым стеклом, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников, как правило, не видно или они просты по форме. Также органично будет выглядеть бамбук, абажуры из рисовой бумаги и немногословные включения камня.
Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. Жалюзи или занавеси на окнах полупрозрачны, почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством японской графики в тонких простых рамах. Еще одни необходимый атрибут такого интерьера — неглазурованная, вылепленная от руки японская керамика.
Архитекторы Минимализма Людвиг Мисван дер Роэ(LudwigMiesvanderRohe, 1886 – 1969 гг.) – немецкий, американский архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке. Основоположник минимализма. Руководствуясь принципом «Меньше — значит больше» (Lessismore), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». ТадаоАндо (1941 г.) японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, последователь АлвараАалто. Стиль этого японского архитектора был охарактеризован как “критический регионализм”. Работы этого архитектора хорошо известны массированным использованием естественного света, а также использованием натуральных форм ландшафта в архитектуре. Его сооружения часто характеризуются сложными трёхмерными путями циркуляции, которые переплетаются с внешним и внутренним пространством, образуя крупные фигуры. АлварХуго Хенрик Аалто(HugoAlvarHenrikAalto, 1898 —1976 гг.) финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современного дизайна. От строго геометрических форм ранних построек пришёл к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. ЙошиоТанигучи (YoshioTaniguchi, 谷口吉生, 1937 г.) – японский архитектор широко известный за проект редизайна Музея Современного Искусства в Нью Йорке (MoMA)
Билет 20
В.1
ТворчествоАлвараАалто
АлварАалто является одним из самых важных представителей современной архитектуры и самым известным в мире финским архитектором. С точки зрения финской архитектуры и финского общества чрезвычайно важна была работа, проделанная Аалто в интересах развития стандартизированного современного строительства и социального архитектурного планирования. АлварАалто относится к тем получившим международную известность архитекторам, имена которых упоминаются в ряду крупнейших представителей архитектурного модернизма. Аалто создал свое направление в архитектуре, эстетический эффект которого достигается за счет четкой привязки строений к окружающей среде, соразмерности человеку, чувства материала, отточенных деталей и искусного освещения. Заслугой Аалто считается то, что он предложил альтернативу безличной техничности международного стиля, повторяемости простой структуры и монотонности.
Говоря о творчестве Аалто, редко вспоминают, что оно появилось как результат сотрудничества двух архитекторов. В 1924 г. Алвар женился на АйноМарсио, которая также была архитектором. Она стала специализироваться на дизайне интерьеров, но при этом была самым близким профессиональным советником своего мужа и в вопросах проектирования зданий, хотя заботы о доме, о детях и собственном муже оставляли мало времени для работы в проектном бюро. Влияние жены пошло на пользу многим проектам.
Творчество Аалто начального периода было выдержано в классическим стиле 1920-х гг. В нем делался акцент на живописном способе использования исторических или классических мотивов. Пример шведских и датских архитекторов, прежде всего ГуннараАсплунда, а также РагнараЭстберга и Мартина Нюрупа, раскрыл перед Аалто возможности романтической экспрессии, скрытые в классицизме. Переход Аалто к функционализму в конце 1920-х гг. произошел в связи с работой над довольно крупными проектами, и обращение к новым архитектурным концепциям стало довольно резким поворотом в его творчестве. Речь шла одновременно об углублении архитектурных воззрений: для Аалто важно было понять принципы нового течения и установить четкую границу между ним и поверхностным формализмом. У него, тем не менее, сохранился романтический настрой, ставший противовесом рационализму модернистского движения. Он нашел в природе те новые черты, которые можно было использовать в архитектуре, и основной его целью при проектировании становится достижение единства пейзажа, ландшафта, растительности и самого здания.
Пространственная и визуальная сложность зданий, спроектированных Аалто, рассчитана, прежде всего, на чувственное восприятие, но она может также нести в себе аллюзии, связанные с местами великих исторических событий, например, с античными развалинами, или с «примитивной» экзотикой. В представлении Аалто архитектура была явлением прежде всего социальным. Здание воплощает эмфатическое отношение архитектора к потребителю. Или за исходную точку можно было взять воображаемое идеальное сообщество, при этом здание олицетворяет идею хорошего демократического правления, или же заботу государства всеобщего благосостояния о своих гражданах.
Наибольший интерес в мире вызвал период творчества Аалто, начавшийся в 1930-е гг. и продолжившийся после войны.
В особенности после войны Аалто делал проекты по заказам из-за рубежа, однако, его карьера была все же в большей степени связана с Финляндией. Он почти все время работал у себя на родине, и большинство его работ находится в Финляндии. Статус Аалто на родине несколько отличается от того, как его оценивают в мире. С точки зрения Финляндии, особенно важно то, что он одним из первых финских архитекторов настолько основательно усвоил архитектурные принципы модернизма, что довольно быстро стал ведущим архитектором этого нового направления в Северных странах. С точки зрения финской архитектуры и общества, большое значение имел тот вклад, который Аалто внес в дело стандартизированного строительства и социально ориентированного архитектурного планирования, присущего модернистскому движению. Начиная с конца 1950-х гг. АлварАалто был уже известным и в стране и в мире мастером.
Начиная с середины 1930-х годов, Аалто стал соединять свободные пространственные объемы в духе модернизма, с формами, заимствованными у природы (свободная волнистая линия) и качественными характеристиками органического строительного материала древесины.
С работы над интерьерами Дома крестьян Юго-западной Финляндии началось сотрудничество с Отто Корхоненом, техническим директором фабрики мебели и строительных материалов в Турку. Он был специалистом в области технологии фанеры и гнутого дерева. Вместе с КорхоненомАалто разработал модели стульев для серийного производства. Интерьеры санатория в Паймио и Выборгской библиотеки стали существенным шагом вперед в проектировании стандартных моделей.
Некоторые из спроектированных тогда моделей мебели остаются в серийном производстве по сей день.
На другом конце шкалы расположились изготовленные на заводах Варкауса серийные деревянные дома. Для них Аалто создал систему, получившую название «система АА», по промышленному производству строительных конструкций и смог тем самым применить функционалистскую идею стандартизации к материалам и продукции, еще не известным модернистской Центральной Европе, но уже производимым в США. Аалто подошел к задаче создания «минимальной квартиры» с точки зрения живущего в ней человека, то есть с точки зрения ее функциональности. В архитектурном мышлении Аалто главенствовал идеал единого «многофункционального пространства», проявившийся также в проекте Виллы Майреа.
Промышленные проекты создавали для бюро Аалто прочную финансовую базу, благодаря которой становились возможными художественные эксперименты и участие в конкурсах, успех в которых отнюдь не был гарантирован. В 1930-е гг. Аалто установил профессиональные связи с англоамериканским миром. Нью-йоркский музей современного искусства организовал в 1938 г. Выставку четы Аалто.
Наиболее значимым для творчества Аалто был общественный центр в Сяюнатсало (1950-52), состоящий из двух различных по величине объемов, объединенных внутренним двориком, расположенным выше уровня улицы. Архитектор вводит в систему внутренних пространств пространство улицы, сохраняя с ним визуальную связь. Эта постройка определила развитие финского зодчества 50-х.
От строго геометрических форм ранних построек пришёл к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. В постройках Аалто богато используется дерево. Некоторые из его градостроительных замыслов, отличавшиеся свободной композицией объёмов и живописной ландшафтной планировкой, были реализованы посмертно в Рованиеми и в Сейняиоки.
Своё представление о достоинстве творческого труда Аалто воплотил в проекте собственной мастерской близ Хельсинки (1955) с внутренним двором в форме амфитеатра (лекционный зал под открытым небом).
АлварАалто, несомненно, один из ярчайших представителей финской архитектуры. Его работы невероятным образом сочетали в себе строгий функционализм и плавность природных линий. Как говорил сам архитектор: «Современная архитектура рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной, прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники.»
И этот принцип можно наблюдать во всех его архитектурных шедеврах, начиная от знаменитой «Финской вазы» и «Кресла Паймио», заканчивая величественным дворцом Финляндия в Хельсинки.
Основные постройки
* Санаторий в Паймио* Выборгская библиотека* Вилла Майре* Бейкер-хаус* Дворец «Финляндия»
* Политехнический институт в Отаниеми
В.2
Минимализм — (от лат. minimus — наименьший) направление в архитектуре XX — XXI веков. Архитектура минимализма избегает декора и украшательства. Каждый элемент выполняет несколько функций: так, пол с подогревом заменяет радиатор. Расцвет минимализма произошёл в 60-е годы XX века, однако яркие примеры течения появились гораздо раньше — в 20-е годы 30-е годы. Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX—XXI веков. Сейчас стиль минимализм остаётся одним из самых востребованных архитектурных направлений.
Структура минимализма использует относительно простой элегантный дизайн. Красота структуры определяется и выявляется игрой с освещением, использованием основных геометрических форм как контуров и направляющих. Для минимализма характерна простота форм и компонентов, природные текстуры и натуральные цветовые сочетания.
История возникновения минимализма
Главный лозунг этого течения провозгласил американо-немецкий архитектор Людвиг Мисван дер Роэ. Его знаменитое «меньше – значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Оставлять только самое необходимое, но лучшее. Довольствоваться малым, но уделять внимание качеству материалов. Корни европейского минимализма – в традиционной японской архитектуре и творениях нидерландского бюро DeStijl.
Архитектура минимализма подчеркивает красоту структуры, избегает декора и украшательства. Каждый элемент выполняет несколько функций: так, пол с подогревом заменяет радиатор.
Материалы минимализма в большинстве случаев натуральные, особое предпочтение отдается камню, мрамору, дереву, стеклу. Любимый металл – хромированная сталь. Оттенок в минимализме важнее цвета. Цветовая гамма – нейтральная, свойственная природным материалам. Используются оттенки белого, бежевого, коричневого, серого. Предпочтение отдается простым геометрическим формам и ясным объемам. Желательно использование похожих форм внутри одного объекта. Особое внимание уделяется эффектам, связанным со светом. Отсюда окна, занимающие всю стену, и плоские крыши со стеклянными фрагментами.
Расцвет идеологии минимализма был в 60-е годы XX века, однако яркие примеры течения появились гораздо раньше – в 20-30-е годы. Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX-XXI веков. Сейчас стиль минимализм остается одним из самых востребованных архитектурных направлений
Однако основное влияние на возникновение этого стиля оказали японская архитектура и дизайн, чьи тенденции проникли в Западный мир после Второй мировой войны. Пресыщенность декоративными элементами, новые технологии, новый взгляд на мир и новые философские и религиозные течения требовали отображения в архитектуре и дизайне.
Архитектор Людвиг Мисван дер Роэ принял девизом своего творчества «Меньше — значит больше» (Лучше меньше да лучше), тем самым описав основной принцип минимализма. Его идеи подхватил конструктор БакминстерФуллер чьим кредо стало «делать больше с меньшими затратами».
Основные признаки минимализма
Архитектуре и дизайну минимализма присущи простота и лаконичность форм и структур. Геометричность фигур — использование кругов, прямоугольников, прямых линий, иногда с мягким изгибом, но не спиралей. Минимальное количество цветов, сами цвета природной гаммы, часто светлые. Высокая функциональность.
Преобладающие и модные цвета | Белый, светло серый, мягкие природные цвета |
Линии стиля минимализм | Строгие лаконичные прямые, иногда со слабым изгибом |
Формы минимализма | Четкость и геометризм форм, отсутствие декора как такового |
Характерные элементы интерьера | Простой, лаконичный, без декора и лишних деталей, важное значение имеет освещение |
Конструкции | Функциональные, логичные и лаконичные |
Окна минимализма | Прямоугольные, максимально большие |
Двери стиля минимализм | Прямоугольные простые, часто раздвижные стеклянные |
studfiles.net
Слово МИНИМАЛИЗМ — Что такое МИНИМАЛИЗМ?
Слово минимализм английскими буквами(транслитом) — minimalizm
Слово минимализм состоит из 10 букв: а з и и и л м м м н
Значения слова минимализм. Что такое минимализм?
Минимализм
Минимализм (minimal art — англ.: минимальное искусство) Художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника.
Энциклопедия культурологии
МИНИМАЛИЗМ (минимальное искусство) — направление, сложившееся в западном изо-искусстве 1960-х гг.; поставило своей целью создание лишь «простейших структур», являющихся первоосновой творчества.
Большой энциклопедический словарь
Минимализм — minimal art — англ.: минимальное искусство. худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника.
Энциклопедия культурологии
Минимализм (англ. minimal music, от лат. minimum — наименьшее) — современная композиционная техника, придерживающаяся при создании музыкальных структур принципа минимального числа элементов и упрощенной связи между ними.
Джаз, рок- и поп-музыка. — 2006
Минимализм — направление авангардизма 1960-х, 1970-х годов, произведения которого отличает: — намеренная простота формы, которая часто сводится к элементарным геометрическим контурам; а также — колористический лаконизм.
glossary.ru
Минимализм — направление авангардизма 1960-х — начала 1970-х гг. Произведения, созданные в этом стиле, отличает намеренная простота формы, которая зачастую сведена к элементарным геометрическим контурам, а также колористический лаконизм…
www.artdic.ru
Минимализм (англ. minimal art)— направление в западном искусстве, преимущественно 1960-1970-х годов, делающее ставку на визуальный лаконизм, игру простейших форм и их сочетаний.
Альтернативная культура. Энциклопедия. — 2005
Минимализм (дизайн)
Минимализм (англ. minimalism от лат. minimus — наименьший) — стиль в дизайне, характеризующийся лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции.
ru.wikipedia.org
Минимализм (музыка)
Минимали́зм — в музыкальном искусстве последних 36 лет, термин минимализм относится к музыке, для которой характерны некие общие черты: повторение (часто короткой музыкальной фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени)…
ru.wikipedia.org
Минимализм (архитектура)
Минимализм — (от лат. minimus — наименьший)направление в архитектуре XX — XXI веков. Архитектура минимализма избегает декора и украшательства. Каждый элемент выполняет несколько функций: так, пол с подогревом заменяет радиатор.
ru.wikipedia.org
Русский язык
Минимали́зм, -а.
Орфографический словарь. — 2004
Минимал/и́зм/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Примеры употребления слова минимализм
Молодым присущи такие качества, как минимализм, умение работать с формой, цветом и светом.
Удивительный минимализм продемонстрировал итальянец Марко Менгони, выступив в одиночку.
Минимализм оформления и статичность певицы ни у кого не вызвали нареканий.
Издание отмечает остроумие и минимализм, отличающие работы Лидии Дэвис.
Однако в этот раз знаменитости сделали ставку на простоту и минимализм.
- миниатюрный
- миниатюр-полигон
- минимакс
- минимализм
- минималистка
- минималистский
- минималист
wordhelp.ru
Определение минимализм общее значение и понятие. Что это такое минимализм
Минимализм — это художественное течение, которое использует только минимальные и базовые элементы . Таким образом, в повседневном языке минимализм ассоциируется со всем, что было сведено к существенному и не имеет каких-либо дополнительных или вспомогательных элементов .
Например: «Я хотел бы внедрить минимализм в оформлении своего дома», «Шведский художник — один из главных референтов минимализма в современной живописи», «Я не люблю минимализм, я предпочитаю орнаменты в стиле барокко и полон деталей» ».
Таким образом, цель минимализма — создать смысл из минимума. Это требует упрощения используемых элементов, обращения к простому языку, чистых цветов и простых линий.
Английский философ Ричард Вольхейм ( 1923 — 2003 ) указан как ответственный за придание концепции минимализма, ссылаясь на работы американца Ада Рейнхардта и француза Марселя Дюшана .
Эксперты утверждают, что в качестве художественной тенденции минимализм появился в 1960-х годах из медиаэкономики, использования абстракции, функционального и структурного пуризма, экономии и синтеза .
Художники и скульпторы первыми обратились к минимализму, такие как Рейнхардт, Дональд Джадд, Дэн Флавин и Роберт Мангольд . Позже, минимализм распространился на архитектуру (движение Де Стейл ) и музыку, среди других областей.
Минимализм также находит свое отражение в философии или образе жизни, который предлагает посвятить себя тому, что важно, и отбросить все ненужное как способ достижения личного удовлетворения.
Минимализм в музыке
Она известна как минималистская музыка для жанра, который зародился в Северной Америке в 1960-х годах, каталогизирован как экспериментальный, основанный на использовании постоянных импульсов, в медленных преобразованиях, в согласной гармонии, в статических элементах и в целом. использует небольшие музыкальные фразы, которые повторяются.
Несмотря на интерес, который вызвал многих американских композиторов, только четыре из них достигли известности через музыкальный минимализм: Филип Гласс, Терри Райли, Стив Райх и Ла Монте Янг. Среди европейских музыкантов, которые получили соответствующие минималистские творения, — Янн Тирсен, Луи Андриссен, Стив Мартланд и Вим Мертенс.
По словам североамериканского профессора и композитора Кайла Юджина Ганна, в дизайне минималистичной музыки присутствуют некоторые общие типологии:
* статическая гармония : относится к тенденции не менять аккорды, или ретроградного или прямого движения в группе аккордов;
* Повторяющиеся краткие мотивы : без сомнения, наиболее характерная черта минимализма в музыке. Некоторые примеры — скрипичные импровизации Тони Конрада и синусовый тон Янга;
* статический ритм : обычно моторизованный, хотя иногда просто сводится к умеренному репертуару временных длительностей;
* статические инструменты : более одного инструмента звучат одновременно, играя одну и ту же мелодию, в отличие от записи, где все строки дополняют друг друга и образуют рисунок, который невозможно представить, если какой-либо из них отсутствует;
* Metamúsica : этот термин относится к определенным деталям, которые не были запланированы и которые растут или усиливаются, как если бы это был побочный эффект. Это можно увидеть в некоторых работах Октета и Райха Драмминга;
* восточные элементы : в композициях Гласса, Янга и Райли, например, можно найти заметное влияние музыки из Индии, в то время как в творениях Рейха вы можете почувствовать элементы африканской музыки;
* чистота песни : сущность песни очищена, она не скрывает детали и во многих случаях лексическое значение не
ru.tax-definition.org
Минимализм — Традиция
К со-течениям и проявлениям минимализма относятся такие художественные направления как абстракционизм, дадаизм, супрематизм и беспредметизм взявший за основу концепцию отрицания предметности. Виктор Сизов изобразив в 2009 году картину «Желтый квадрат» положил тем самым начало развития теории и практики направления, где принцип «отрицания предметности» выраженный в картине «Желтый квадрат» соотносится с принципом «абсолютного упрощения», как крайнего проявления сущности минимализма.Минимали́зм — направление в искусстве, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов, малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализм, интерпретируемый в широком смысле как экономия художественных средств, нашел применение и в других видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.
Синонимы минимализма — «прохладное искусство», «АБВ-искусство», «серийное искусство», «первичные структуры», «искусство как процесс», «систематическая живопись».
Минимализм в архитектуре, дизайне интерьера[править]
Минимализм в дизайне, характеризующийся лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Минимализм является продолжением идей конструктивизма и функционализма. Начало ХХ века характеризуется бурным ростом промышленности, появлением новых технологий. Резко меняется темп жизни — вальяжный, медлительный ХIХ век уступает место стремительному и напористому веку новому. Поскольку в социальной жизни общества теперь активно участвуют все слои населения, а не только аристократическая верхушка, стиль жизни в значительной мере упрощается и избавляется от условностей.
При использовании стиля минимализм упрощается архитектура жилых домов, интерьеры лишаются пышного декора. После Первой мировой войны Европа окончательно отбрасывает идеи модерна с его декоративностью, так как этот стиль ассоциируется с тем образом жизни и с той частью общества, которые и привели мир к войне. В противовес этому стиль минимализм с его простыми формами и предельной функциональностью каждой детали интерьера представляется стилем будущего.
В России в 1920-х годах рождаются конструктивизм и функционализм, во главу угла ставящие целесообразность и утилитарность. В то время стиль минимализм был скорее знаком отрицания, отказа от пережитков прошлого — «красивости», роскоши, богемности. Отказ от излишеств — в быту, одежде, жилище — был продиктован не столько модой, сколько социальной необходимостью.
Европа пришла к стилю минимализм позднее, в 1960-е годы. Пресытившись помпезностью и аляповатой роскошью традиционных интерьеров, общество обратилось к простоте форм и цвета. Оригинальным, новым становится минималистский интерьер, где каждая вещь занимает строго отведенное ей место, где пространство наполнено светом. Минимализм в его различных проявлениях входит в моду периодически. Вообще мода — понятие циклическое, и поэтому нет ничего удивительного в том, что в определенный момент общество устает от вычурных, тяжеловесных форм и начинает стремиться к простоте и ясности, которых так много в стиле минимализм.
Минималистский интерьер это символ свободы. Свободы от лишних вещей, от темных закутков, в которых так любит собираться ненужный хлам. Вспомним уроки фэн-шуй: загромождая свое жилище, мы перекрываем течения светлой позитивной энергии. Недаром минимализм в чистом виде это традиционный японский интерьер с минимумом мебели, графичностью и обилием свободного пространства.
Минимализм это образ жизни, мировоззрение. Не зря в этом стиле оформляют свои жилища люди творческие, неординарные, самодостаточные. Но хочется также отметить – зачастую одинокие. В самом деле, интерьер минималистского жилья скорее напоминает студию — отсутствие перегородок, плавное перетекание одного помещения в другое, четкое зонирование жилой и «служебной» частей квартиры, отсутствие мелких деталей в интерьере. Трудно представить себе в такой квартире большую семью, особенно с маленькими детьми — стиль минимализм не подразумевает множества вещей, которые неизбежно появляются там, где есть дети. Человек, живущий в минималистском интерьере это скорее поэт, архитектор, возможно, редактор глянцевого журнала, который посвящает львиную долю своего времени работе, а дом для него — место успокоения, релаксации, возможность укрыться от суеты и пестроты мира.
При создании интерьера в стиле минимализм основная задача — грамотно спланировать пространство. Зонирование производится с помощью цвета пола или разных напольных покрытий, раздвижных перегородок из полупрозрачной ткани или стекла, а также с помощью подсветки в полу и на стенах. Кухня может быть частью студии. А может символически отделяться барной стойкой или перегородкой в половину высоты помещения. Так же и спальня это может быть своего рода альков, а может быть отделенное при помощи ширмы пространство.
Важную роль в создании такого минималистического интерьера играет окно. Конечно, хотелось бы, чтобы окно впускало в помещение как можно больше света, воздуха и было большим. Но в типовых квартирах приходится довольствоваться стандартными окнами. В таком случае не стоит отгораживаться от солнца тяжелыми вычурными занавесями. Если пейзаж за окном к тому располагает, можно попытаться обойтись вообще без них. Ну а если все же хочется спрятать окно за шторами, пусть это будут аскетичные «римские» шторы, ролл-шторы или сдвижные японские — однотонные, приглушенных пастельных тонов.
Мебель, поскольку в стиле минимализм её немного, берёт на себя несколько функций. Кровать может служить местом для хранения одежды; жесткие и широкие подлокотники диванов могут использоваться как журнальный или чайный столики; шкафы, как правило, встроенные, с зеркальными стенками позволяют дополнительно визуально расширить пространство и добавить в него света. Допустимо использование мебельных конструкций-трансформеров — стол может прятаться в шкафу, кровать — в подиуме, компьютер скрывается за раздвижными дверцами встроенного шкафа — возможности безграничны.
При отделке помещений используются природные материалы, зачастую даже нарочито грубые — кирпич, камень, рельефная штукатурка. Также приветствуются традиционное дерево и завоевывающая все большие симпатии пробка – с ее помощью можно оформить не только пол, но и стены. Правда, если вы останавливаете свой выбор на паркете, не стоит забывать, что наборный узорчатый пол не соответствует идее минимализма, и гораздо органичнее будет смотреться, например, паркетная доска. Выбирая декор стен, стоит обратить внимание на обои под покраску, различные рельефные штукатурки — они создадут «нескучную», живую поверхность и в то же время не перегрузят интерьер минимализма. Цветовая палитра светлая, приглушенная, в ней много белого, молочного, пепельного цветов. Также приветствуются в минимализме черные или серые тона, которые в сочетании с белым подчеркивают графичность, четкость интерьера. Как правило, при разработке дизайн-проекта помещения в стиле минимализм за основу берется два цвета, которые грамотно разбавляются умеренным количеством контрастного цвета акцентами.
В своей простоте и четкости минимализм имеет немало общего со стилем хай-тек. Графичность, лаконизм и геометричность присутствуют в обоих стилях. Однако в хай-теке больше используются искусственные материалы, особенно яркий пластик. Поскольку уже в названии стиля присутствует прямое указание на его «техничность», «промышленность», не возникает сомнений в том, каким материалам отдать предпочтение при оформлении интерьера в стиле хай-тек. Можно сказать, этот стиль — гимн научно-техническому прогрессу, и поэтому неудивительно, что вновь создаваемые материалы или технические новинки очень органично в него вписываются. Для стиля минимализма же больше характерно использование природных материалов, которые делятся своей живой энергией с людьми, живущими в этом доме. Неподготовленного человека хай-тек может несколько утомить, огорошить своей напористостью, яркостью, обилием стекла, металла, блестящих поверхностей и четких ломаных линий, тогда как стиль минимализм дарит возможность расслабления и единения с природой.
Несмотря на то, что стиль минимализм подразумевает отказ от мелких декоративных элементов, все же определенное количество аксессуаров может оживлять этот нордический пейзаж. Главное — не увлекаться, иначе вместо того, чтобы внести в интерьер «изюминку», дополнить его несколькими изящными штрихами, мы рискуем свести на нет все предыдущие усилия и вновь загромоздить поверхности милыми сердцу разномастными сувенирами.
Цветовые акценты в таком интерьере можно расставить с помощью текстиля. Например, несмотря на требующуюся для поддержания стиля аскетичность, несколько декоративных подушек, резко контрастирующих с цветом основной обивки мебели не нарушат общий стиль. А если в помещении присутствует ширма в японском стиле, в тон к ней можно подобрать легкие сдвижные шторы на окна.
Обивка мягкой мебели может быть как однотонной, так и сочетать в себе контрастные цвета, причем нисколько не возбраняется «поиграть» с ними — если у дивана, например, светлые сиденья и спинка сочетаются с темными боковинами, то кресла могут быть оформлены наоборот. А если ваша кипучая энергия требует выхода, можно рискнуть и привнести в минималистский интерьер элементы поп-арта.
Что же касается предметов искусства, то подходящие по стилю картины в неброских рамах, одиночные фотографии, лучше черно-белые, или геометрические скульптуры послужат прекрасным дополнением к интерьеру. Главное — не забывать о том, что стиль минимализм достаточно строг, он требует от создателя безупречного вкуса и чувства меры.
Основное достоинство минималистского интерьера — он не надоедает, а скорее расслабляет и помогает отрешиться от забот.
Японский минимализм в дизайне интерьера:[править]
Минимализм в изобразительном искусстве[править]
Минималистское направление в изобразительном искусстве активно развивалось в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века. Основная идея минимализма — простота формы и содержания, нивелирующая персональное самовыражение художника. Художник-минималист стремится дать зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение произведения, лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей. Первые зачатки минимализма обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году Иоганн Вольфганг Гёте, величайший немецкий поэт, философ и художник, воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную скульптуру. Скульптура представляет собой «сферу — эмблему мобильности, поддерживаемую кубом — эмблемой стабильности». Гёте назвал скульптуру «Алтарём удачи», отдавая дань традиции изображать фортуну в виде «девочки на шаре» — непостоянной, стремительной, которую невозможно удержать. Куб же всегда олицетворял устойчивость, прочность, правильность. Замысел: добродетель, которую символизировал куб, должна принять удачу-шар и удержать ее, благодаря своей идеально ровной поверхности. В двадцатые годы XX века начало концептуальной разработке теории и практики минимализма как взгляда на искусство было положено такими художниками как Казимир Малевич [1] и Марсель Дюшамп.
Цвет — сущность живописи, которую предмет всегда убивал.[2]
— Казимир Малевич.
Направление в живописи и скульптуре, искусство минимализма сведено к своей основной сущности; оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. В то же время минимализм способен пробудить возвышенные чувства и ощущения бытия. Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, пенопласт или флюоресцентные трубки, для создания геометрических форм, часто — большими сериями. Подобная скульптура не прибегает ни к каким иллюзионистическим приемам, зато рассчитана на тактильное восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов.
Минимализм в изобразительном искусстве США:[править]
Минимализм возник в США в первой половине 1960-х годов. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизме, абстракционизме, формалистической американской живописи конца 1950-х гг., поп-арте. Непосредственно предшественником минимализма является американский художник Фрэнк Стелла, представивший в 1959 — 1960 гг. серию «Чёрных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962 — 1963 гг. Среди наиболее репрезентативных минималистов — Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Самостоятельную роль играет освещение как способ создания минималистских художественной ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.
Идея концептуальной предопределенности творческого процесса в минимализме получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно — временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно амер. течениям антиформы, саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 1960-х гг. Художники США углубляясь больше в трехмерное, а не в двухмерное помогли минимализму стать основным и влиятельным значением нового искусства. Минималистические объекты: трубы, монолиты — ничего не означают, ничего не символизируют, кроме себя. Это мнимые произведения, которые должны возбудить скуку у зрителя. Наиболее яркий представитель этого направления — Тони Смит. Минимализм ограничивает пластическое выражение до самых элементарных структур. Множество скульптур Смита составлены из собранных вместе кубических коробок. Всемирно прославился британец Антон Церо использовавший в своих произведениях готовые балки. Смиту больше нравилось показывать свои работы под открытым небом, Царо — напротив, с удовольствием создавал закрытые пространства.
Минимализм в литературе[править]
Минимализм в литературе — эстетика малых форм. На Дальнем Востоке она представляет собой основу национальной поэтической традиции — хокку. Японцам и китайцам принадлежит право первородства в эстетике малого. Что касается европейской малой формы — эпиграмма, эпитафия, афоризм — то она, может, и не менее древняя, чем восточная, но совсем другая. Принципиально открытое, незавершенное, фрагментарное лирическое высказывание, к тому же неструктурированное силлабо-тоникой, долгое время считалось экзотикой, «восточными мотивами». И сегодня существующая верлибрическая миниатюра в русской поэзии имеет скорее западное, нежели восточное происхождение.
Минимализм представляет собой не просто эстетику малых форм. Формы могут быть сколь угодно громоздкими. Но минимализм, бесспорно, эстетика малого, «минимума». Это особый тип художественного поведения, актуализированный именно постмодернистской эпохой, являющийся основой всей постмодернистской художественной стратегии. Суть заключается не в обращении к «минимальному», а в «минимальном обращении», в минималистской установке писателя. Это не только разговорный язык, а вся языковая практика — живой, текучий процесс, переплетения «функциональных стилей». От словарных разграничений отказывались и раньше футуристы, но вот открытие прямой эстетизации функциональности принадлежит конкретистам. И возможным оно стало только в силу чисто минималистской редукции, отказа от лирического монологизма, от органики «самовыражения» в пользу отчужденного, как бы самоорганизующегося диалога, многоголосия функциональных стилей, языков. С точки зрения общей эстетики в качестве художественной стратегии минимализм относится к гораздо более широкому кругу авторов, чем в качестве тактики, конкретных элементов поэтики. И это очень важно. Переход от модернистского максимализма к постмодернистскому минимализму — важнейшая из реалий постмодернистской ситуации, а без понимания этих реалий трудно адекватно воспринимать современное искусство.
Минимализм в музыке[править]
Минимализм в музыке — современная композиционная техника, придерживающаяся при создании музыкальных структур принципа минимального числа элементов и упрощенной связи между ними. Термин «минимализм» относится к музыке, для которой характерны некие общие черты: повторение, часто короткой музыкальной фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени, или состояние покоя, часто в форме гула, баса и протяжных звуков. Составляющий критерии минимализма — наименьшее. По времени звучания такие произведения у некоторых композиторов длятся по нескольку часов. Минималистская музыка часто приобретает медитативный характер и имеет сходство с некоторыми пластами традиционной музыки Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии.
Музыка минимализма не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы не обращать на неё никакого внимания.[2]
— Эрик Сати.
Первооткрывателем и предтечей минимализма, по признанию Джона Кейджа и, вслед за ним, большинства минималистов, явился эксцентричный французский композитор Эрик Сати, создавший в 1916 году ярко-авангардный жанр «меблировочной музыки», которую исполняют «не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы не обращать на неё никакого внимания». Его навязчивые мелодии, повторяющиеся десятки и даже сотни раз без малейшего изменения и перерыва, звучащие в магазине, на выставке или в светском салоне во время приезда гостей, опередили своё время на добрые полвека и явились несомненным началом минимализма. Остаётся только констатировать, что это открытие Эрика Сати так и осталось не понятым и не поддержанным его современниками, кроме одного из его последователей, члена так называемой «французской шестёрки», композитора Дариюса Мийо. Из наиболее известных образцов «меблировочной музыки» Эрика Сати можно назвать «Обои в кабинете префекта» и «Железный коврик для приёма гостей», написанную в Париже, 1923 год.
Однако ещё более ранним образцом подобного рода считается фортепианная пьеса «Раздражения», написанная тем же Эриком Сати ещё на два десятилетия ранее, в апреле 1893 года в состоянии крайней степени досады. Пианисту, исполняющему эту пьесу, автором строго предписывается играть её «восемьсот сорок раз подряд» и без малейшего перерыва. В общей сложности продолжительность такого исполнения могла бы варьировать в пределах до 24 часов, что нисколько не испугало и не остановило автора. Переоткрытая много десятилетий спустя Джоном Кейджем, пьеса «Раздражения» послужила предметом для нескольких фортепианных марафонов по всему свету, когда многочисленные исполнители пьесы, сменяя друг друга за клавиатурой, пытались точно привести в исполнение директиву автора. Несложно сосчитать, что в зависимости от выбранного каждым конкретным исполнителем темпа продолжительность такого исполнения занимала, в точном соответствии с замыслом Эрика Сати, от 18 часов — до целых суток непрерывного музыкального «Раздражения».
Примером более мелкого и дробного применения принципа повторяемости музыкальных ячеек, является последнее произведение Эрика Сати, «Кино» — музыка для фильма французского режиссёра Рене Клера «Антракт». Написанная в ноябре 1924 года, она представляет собой удачное применение произвольного числа повторов короткой музыкальной фразы для сопровождения немого кино. Этот приём позволил длить каждую музыкальную тему ровно столько времени, чтобы этого оказалось достаточным для сопровождения соответствующей сцены на экране.
Однако, кроме «первого минималиста» в музыке, композитора Эрика Сати у этого течения был и ещё один первооткрыватель — как ни странно, это был вовсе не музыкант, а эксцентричный французский писатель-юморист Альфонс Алле. Близкий приятель и земляк Эрика Сати, уроженец нормандского города Онфлёр, Альфонс Алле одним лёгким движением руки сделал свой вклад в основание нового течения в искусстве XX века. В 1897 году, спустя четыре года после «Раздражений» Сати, он сочинил и «привёл в исполнение» своё сразу ставшее легендарным произведение: «Траурный марш для похорон великого глухого», который, впрочем, не содержал ни одной ноты. Только проникновенная тишина, в знак уважения к смерти и глухоте. Большие скорби — всегда немы. Они не терпят ни суеты, ни лишних звуков. Само собой, что партитура этого марша представляла собой пустую страницу нотной бумаги, великодушно одолженную Эриком Сати для однократного исполнения первого тихого шедевра в истории музыки.
Таким образом, за шестьдесят лет до известной пьесы «4’33» Джона Кейджа, представляющей собой «четыре минуты тридцать три секунды молчания» в исполнении произвольных музыкальных инструментов французский писатель и художник Альфонс Алле создал свою аналогичную пьесу, которая стала «если и не первым, то уж вторым примером» минималистической музыкальной композиции — точно. Единственным отличием опыта Альфонса Алле от музыкальных пьес Эрика Сати и Джона Кейджа было только то, что он даже и не пытался сделать вид, что всерьёз основал новое авангардное течение. Выставляя в 1893 — 1894 годах свой «Чёрный квадрат», за двадцать лет до Малевича, и другие ошеломляюще новаторские работы в области живописи, Альфонс Алле нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем. Например, свой «Чёрный квадрат» он назвал следующим образом: «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью». Точно так же он поступил и со своим «тихим музыкальным открытием» на смерть глухого. Именно это, пожалуй, и обусловило отсутствие профессионального признания его вклада в историю искусства. Своими работами в области живописи и музыке Альфонс Алле очень точно пояснил старый как мир тезис: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее — как ты себя подаёшь».
Минимализм в музыке США:[править]
Сам по себе термин «минимализм» в музыке США был введен независимо композиторами-критиками Майклом Найманом и Томом Джонсоном, вызывал разногласия, но стал широко использоваться с середины 1970-х годов. Приложение одноименного термина визуального искусства к музыкальному было опротестовано; однако, и скульптура и музыка в минимализме используют определенную строгую простоту выразительных средств и неприятие декоративной детализации, к тому же многие ранние концерты минималистов происходили одновременно в соединении с выставками минималистического искусства таких мастеров, как Сол Ле Витт и других. Некоторые композиторы, ассоциирующиеся с минималистами, отрекаются от термина, в частности Филип Гласс, который как сообщают заявил, «Это слово должно быть искоренено!». Ради справедливости следует отметить, что практически во всяком новом течении раздаются голоса, категорически возражающие против его названия. Наиболее курьёзным примером такого рода являлся «главный импрессионист» Клод Дебюсси, который считал сам термин «импрессионизм» чем-то вроде ругательства. Однако, несмотря на отдельные возражения, минимализм вошёл в практику и историю искусства конца XX века именно под этим названием.
Яркими представителями минимализма в музыке США являются Джон Адамс, Филип Гласс, Джон Кейдж, Майкл Найман, Вим Мертенс, Томас Ньюман, Арво Пярт, Терри Райли, Стивен Райх, Симеон тен Хольт.
Смотрите также[править]
traditio.wiki